Юрий Меркинд
Вести-Москва
В Московском городском суде допросили сына бизнесмена-убийцы Юрия Меркинда, который взял на себя роль киллера и хладнокровно расправился со своей женой и двумя дочерьми. Коммерсант боялся, что им все равно не жить из-за долгов его покойного брата.

В суде 19-летний Михаил Меркинд попросил не наказывать его родителя. При этом он сказал, что "никаких требований к отцу у него нет и не будет", сообщает Life News.

По словам молодого человека, о долгах отца - 51-летнего бизнесмена-полиграфиста Юрия Меркинда - он ничего не знал. "Я работал на фирме у отца, - отвечал Михаил на вопросы прокурора. - Про долги фирмы я не был в курсе, но при мне несколько раз требовали у отца вернуть деньги. Имен этих людей я не вспомню".

Прокурор попросил Михаила восстановить в памяти события 20 марта. Михаил ответил, что был в тот день на работе, а отец оставался дома.

"Я позвонил папе в 5 утра, - пояснил Михаил. - Мы говорили о том, чтобы меня кто-нибудь сменил. Во время разговора голос отца насторожил меня".

Потом юноша стал дозваниваться до матери, но она не брала трубку. А телефон отца тоже стал недоступен.

"Тогда я поехал домой. Открыл дверь ключом и вошел внутрь, - рассказывает Михаил Меркинд. - Увидел в одной комнате труп мамы. Потом я прошел в комнату сестер. Они лежали под одеялом. Везде было много крови".

Сразу после этого Михаил вызвал скорую и милицию.

Судья спросил потерпевшего о том, когда он узнал, что его отец причастен к убийству семьи. Михаил ответил, что вечером ему об этом рассказали сотрудники милиции. При этом молодой человек заявил, что никогда не замечал между отцом и сестрами холодных или напряженных отношений.

На прямой ответ судьи о возможных мотивах поступка Меркинда-старшего юноша ответил, что они ему непонятны.

"А если бы вы смогли выбрать наказание отцу, то какое бы выбрали?" - допытывался судья.

В этот момент Михаил растерялся. "Я не знаю, какие есть вообще", - произнес юноша.

Однако в целом его отношение к отцу не изменилось даже после жуткой трагедии. "Это ужасно! - продолжает Михаил. - Мой отец очень добрый и спокойный человек. Мне кажется, что он в тот момент был не в себе. Это все на него абсолютно не похоже".

После этого суд отпустил Михаила Меркинда. Все это время и отец, и сын были очень сдержанны. Только Юрий Меркинд переживал за состояние Михаила. Он каждый раз вскакивал с места, когда сыну задавали вопросы, которые могли вывести его из равновесия.

Допрос милиционера

Затем суд приступил к допросу свидетеля, которым оказался милиционер из Владимира. "Меня окликнул мужчина и сказал, что хочет сдаться, - рассказал в суде сотрудник милиции Михаил Авдеев. - Я не поверил, думал, шутит. Потом он сказал, что убил трех человек".

Милиционер отвел странного мужчину в дежурную часть и услышал, что его жертвами стали жена и две дочери. "Я спросил его, зачем он убил, а он ответил: "Чтобы их не сделали бомжами за мои долги", - вспоминает Михаил Авдеев. - Мы изъяли у него пистолет и деньги - около 3 тысяч рублей".

Патронов в пистолете Меркинда не было. Затем сотрудники МВД связались с Москвой и проверили информацию.

"Он (Меркинд) нам сказал, что приехал, чтобы купить патроны с целью убить себя, но не нашел. Он был в очень подавленном состоянии", - закончил рассказ Михаил Авдеев.

Ранее об этом же говорил и сам Юрий Меркинд. "Я поехал во Владимир. Мне сказали, что там можно купить патроны. Но патроны я не купил, и пришла мысль спасти оставшееся, - объяснял бизнесмен. - Я понял, Мише (старшему ребенку) надо помочь".

Как следует из показаний, данных Юрием Меркиндом после задержания, он хотел застрелить и сына перед самоубийством, но у него не хватило патронов.

Долги брата

Бизнесмен просил рассмотреть его дело в особом порядке - без изучения доказательств и допроса свидетелей при полном признании вины, однако получил отказ суда в связи с тяжестью содеянного.

На допросе Юрий Меркинд также рассказал, что имел серьезные финансовые проблемы. На момент ареста, по данным следователей, его задолженность перед физическими и юридическими лицами составляла более 22 миллионов рублей, передает "Интерфакс".

Однако первые неудачи постигли Юрия Меркинда еще в 2006 году, когда от тяжелой болезни умер его 48-летний брат Игорь из Челябинска. После его смерти осталось 2 миллиона рублей долгов, которые требовали погасить некие кредиторы из Златоуста.

"Юре ничего не оставалось делать, как пообещать отдать, - рассказал один из приятелей Меркиндов. - 800 тысяч он занял у нашего общего знакомого, а остальные миллион двести взял в трех разных банках. Кажется, "ВТБ-24", "Локобанк" и еще какой-то".

А дальше жизнь коммерсанта покатилась под откос со скоростью все возрастающего снежного кома. По кредитам в банках "капали" проценты, и постепенно набежало около 4 миллионов рублей.

Дохода от открытых Меркиндом в 2005 году копи-центров хватало только на то, чтобы жить самим, снимая квартиры. Тогда бизнесмен решил расширить производство: закупил оборудование и нарастил оборот. Естественно, сделать это можно было за счет новых денежных вливаний. Тем временем долги росли.

За 5 лет Юрий у кого только не занимал - в разных банках (в частности, в "Номос-банке"), строительных организациях, у знакомых, даже попросил друга заложить квартиру, чтобы отдать долг. Но получалось так, что он возвращал один кредит, взяв другой, еще больший. В итоге общая задолженность достигла уже десятков миллионов рублей.

"С банками и организациями еще можно как-то решить, - рассказывал ранее в суде Меркинд. - Но как быть с частными кредиторами? Никак. Мне уже угрожали в прошлом году. Поэтому я представлял, как будет сейчас".

Добил бизнесмена общий финансовый кризис в экономике. Последней каплей, подтолкнувшей Юрия Меркинда к жестокому преступлению, стало то, что он лишился крупного заказа на 15-20 миллионов рублей. Его он должен был получить в феврале - марте.

Опасаясь мести со стороны кредиторов, коммерсант решил собственными руками истребить всю свою семью, не дожидаясь прихода киллера. Осуществлению задуманного помог случай: по словам бизнесмена, однажды он случайно нашел на улице разобранный газовый пистолет, переделанный под стрельбу боевыми патронами и со снаряженным магазином.

Из этого оружия он и убил родственников, предварительно починив ствол. Жертвами отчаявшегося должника стали его 46-летняя супруга Инна и дочери - 8-летняя Катя и 15-летняя Рита.

"Если честно, я был уверен (в их убийстве). Милиция поможет, но позже. Она же по факту действует", - объяснил позже свои мотивы преступник.

По словам Меркинда, супруга знала о его долговых обязательствах. "Она знала обо всем. Она продала три квартиры собственные для того, чтобы мне помочь", - отметил бизнесмен.

Уголовное дело в отношении предпринимателя было возбуждено по двум статьям УК РФ - 105 (убийство двух и более лиц) и 222 (незаконный оборот оружия).