Жителю Москвы Ахмеду Албакову суд назначил наказание в виде 25 лет заключения, а житель Якутска Алексей Богатырев проведет в местах лишения свободы 22 года, передает ИТАР-ТАСС. Оба осужденных будут этапированы в колонии строгого режима. Разница в сроках объясняется тем, что Богатырева оправдали по статье166 УК РФ (угон транспортного средства).
Защита осужденных затруднилась ответить на вопрос, будет ли приговор обжалован. "Нам нужно обсудить это, после чего будет принято решение. Но все доказательства были косвенными, прямых улик у обвинения не было", - сказал журналистам адвокат одного из фигурантов Сергей Тетерин.
Как было установлено в суде, в июле 2008 года осужденные совместно с неустановленным соучастником, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, создали банду для совершения разбойных нападений на инкассаторов.
Вооружившись самодельным пистолетом и двумя автоматами, они похитили у москвича, занимавшегося частным извозом, "ВАЗ-21093". Затем у отделения "Сбербанка" на Ленинском проспекте преступники обстреляли машину инкассаторов, перевозивших в тот день 15 миллионов рублей.
Под шквальным огнем двое из охранников погибли, а третий, получив ранение, смог оказать сопротивление и начал отстреливаться. Выжившему инкассатору удалось заблокировать двери спецавтомобиля и даже ранить в ногу одного из нападавших. В итоге преступники смогли забрать лишь инкассаторские сумки убитых, в которых находились 850 евро, банковские карточки и сберкнижки. Общая сумма похищенного составила около 32 тысяч рублей.
Пытаясь скрыться, злоумышленники остановили проезжавший мимо Volkswagen Passat, ранили и выбросили из салона его водителя, а затем запрыгнули в его иномарку и скрылись. Пытаясь замести следы, преступники также захватили автомобиль Volvo.
В тот же день Богатырев, доставленный с огнестрельным ранением в больницу, был задержан сотрудниками милиции. Второго подозреваемого схватили днем позже в поезде "Рязань-Грозный".
Адвокат Богатырева выдвигал версию, что его подзащитный стал случайным свидетелем ограбления и был ранен шальной пулей. На этом настаивал сам Богатырев после задержания. Однако суд отверг такую трактовку событий.
Албакову и Богатыреву инкриминировались статьи 162 (разбой), 222 (незаконный оборот оружия), 30 и 105 (убийство двух и более лиц, покушение на убийство общеопасным способом), 166 (покушение на неправомерное завладение автомобилем), 209 (бандитизм) УК РФ.
Версия о террористическом подполье
Ранее в СМИ сообщалось, что к дерзкому нападению на инкассаторов московского филиала "Сбербанка" причастны братья Албаковы - Ахмед и Магомед. Причем они являются родственниками 41-летнего Мухмад-Башира Албакова, который считался главарем и идеологом боевиков, а также разыскивался за нападение на Назрань.
22 июня 2004 года боевики провели дерзкую операцию, напав на Ингушетию. Бандиты выставляли на перекрестках посты, маскируясь под спецназ. Проверяли документы у проезжающих и расстреливали всех, кто предъявлял удостоверения государственных служащих.
Помимо Мухмад-Башира Албакова, в розыске за нападение 4-летней давности находился и некий Богатырев Хас-Магомед Магомедович, 1982 года рождения. Его отчество совпадало с инициалами Богатырева, подстреленного инкассаторами в Москве, писала газета "Московский комсомолец".
Быстро раскрыть преступление и выйти на подозреваемых удалось потому, что в ходе перестрелки водитель-инкассатор Дмитрий Комнов ранил одного из нападавших в ногу. В результате следователям удалось "добыть языка".
Подозреваемый с огнестрельным ранением левой голени находился в 31-й больнице, куда он был привезен подельником. Раненый назвался 32-летним Алексеем Богатыревым, который якобы просто проходил мимо и был задет шальной пулей гангстеров. Врачи прооперировали пострадавшего, а затем им занялись сотрудники правоохранительных органов.
Следователи установили, что уроженец Чечено-Ингушской ССР Алексей Богатырев раньше звался по-другому. Кроме того, в новом паспорте, полученном в 2004 году, мужчина изменил себе и отчество. В июле 2008 года он прилетел в столицу из Назрани вместе с 29-летним Ахмедом Албаковым.
А брат Ахмеда - 32-летний Магомед Албаков - уже давно проживает в Москве. Некоторое время назад он продал родственникам дом на Рублевском шоссе.
А "Комсомольская правда" излагала 2 года назад версию, что задержанный Богатырев и есть тот самый Магомед Албаков. Оказавшись в милиции, бандит выдал своего родного брата Ахмеда, который, по предварительным данным, и организовал нападение на инкассаторов.
Ахмеда стали искать по всему городу, срочно послали ориентировки на вокзалы и в аэропорты. В тот же день беглеца засекли в Рязани (по словам сыщиков, он, скорее всего, добрался туда на автомобиле).
В Рязань срочно выехали сотрудники УБОП, московского угрозыска и оперативники из угрозыска УВД Западного округа столицы.
Брали грабителя без лишнего шума. Ахмед сел в поезд, направлявшийся в Грозный, и около часа ночи задремал. В этот момент, когда поезд стоял на станции Мичуринск Тамбовской области, его и задержали.
Так или иначе, третьего бандита за прошедшие 1,5 года следствия не только не нашли, но даже не установили его личность.
Боевики-дилетанты
Нападение на инкассаторов было совершено во вторник около 9:30 на Ленинском проспекте. Преступники устроили настоящую засаду, заранее перегородив подъезд к отделению "Сбербанка". Инкассаторы были вынуждены остановиться в 20 метрах от банка, чтобы проделать оставшийся путь до входа пешком. Как только инкассаторы покинули свой бронеавтомобиль, из "Жигулей" выскочили два человека в масках с автоматами Калашникова и сразу стали стрелять длинными очередями.
Инкассаторы Виктор Криканов и Максим Новиков, хотя были в бронежилетах, погибли на месте, а их напарник Дмитрий Комнов получил ранение в грудь, но успел заскочить в броневик. Заблокировав двери, он через бойницу открыл по налетчикам ответный огонь и ранил одного из нападавших.
Плотность огня во время перестрелки была достаточно высокой: впоследствии криминалисты собрали с земли 100 гильз калибров 7,62 и 5,45 миллиметра. По данным врачей, во время перестрелки пострадали и двое прохожих, которых ранило осколками разбитых стекол.
Один из оставшихся возле банка преступников оттащил раненого сообщника в сторону и попытался под угрозой автомата отобрать машину у мужчины, парковавшего поблизости свой Volkswagen. Однако тот начал отбиваться с помощью травматического пистолета, и бандиту пришлось двумя выстрелами ранить мужчину в руку и ногу.
Владелец иномарки попытался убежать, забрав с собой ключи от машины. В итоге, как ранее сообщалось, грабители просто не смогли завести машину. Тогда один из преступников вышел на соседнюю улицу Удальцова, где под дулом автомата выкинул водителя из стоявшей на светофоре машины Volvo. Вернувшись к раненому, налетчик погрузил его в салон и уехал.
Позже Volvo, в которой преступники оставили оружие, была найдена во дворе дома №26 по улице Лобачевского. В ней обнаружили автоматы с четырьмя магазинами и сумку с деньгами. Раненого же подельника милиционеры нашли в больнице, к дверям которой он дополз сам. Его подельник пробил на автомобиле шлагбаум, бросил раненого на территории больницы и умчался прочь.
Пуля инкассатора задела бедренную вену, и, чтобы не умереть от потери крови, ему пришлось обратиться за медицинской помощью. После перевязки он был задержан в приемном отделении оперативниками УБОПа, которых вызвали врачи. В кармане у раненого милиционеры нашли обойму к пистолету Макарова.
Позднее следователи утверждали, что участники нападения оказались дилетантами. Преступники не смогли ни четко организовать акцию, ни раздобыть информацию о сумме перевозимых денег.
Впрочем, официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин заявил, что преступление тщательно планировалось. "Подозреваемые прилетели в Москву из Ингушетии 14 июля, а 15-го совершили нападение на владельца "Жигулей", которые потом использовали в нападении", - пояснил Маркин.
Преступники также учли, что инкассаторы работают в бронежилетах, и потому им нужны автоматы, у которых достаточная убойная сила.
Однако при подготовке и исполнении преступления грабители допустили грубые ошибки. Например, не были продуманы пути отхода, отсутствовала сменная одежда, не страховали подельники.