Таганский суд Москвы приговорил к 3,5 года лишения свободы 34-летнего юриста Евгения Скобликова, признав его виновным в инсценировке хищения шести миллионов долларов и семи миллионов евро, полагавшихся по наследству пенсионерам из Новосибирска, передает "Интерфакс".
Согласно решению суда Скобликов будет отбывать наказание в колонии общего режима. Штрафовать преступника суд не стал, но изъятые денежные средства возвращаются пенсионерам-миллионерам.
При вынесении приговора суд учел смягчающие факторы: явку с повинной, признание вины, сотрудничество со следствием и отсутствие судимостей.
Согласно данным судебно-психиатрической экспертизы, зачитанным судьей, на момент преступления Евгений Скобликов был вменяем.
После вынесения приговора подсудимый заявил журналистам, что намерен обжаловать приговор как излишне жестокий. "Да, конечно, буду обжаловать", - сказал юрист.
Перед началом оглашения приговора Скобликов посетовал на то, что следствием не были собраны все доказательства в его защиту. Осужденному инкриминировали ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц либо в особо крупном размере). Как следует из материалов дела, 23 сентября 2009 года Евгений Скобликов получил в Новосибирске нотариально заверенную доверенность на представление интересов семьи Ровбель во всех коммерческих банках РФ, в том числе и "Сбербанке". Этот документ давал право распоряжаться денежными средствами, перешедшими к доверителям после смерти сына-бизнесмена.
Как установили следователи, 22 - 23 октября 2009 года, находясь в Москве, Евгений Скобликов получил в центральном отделении "Сбербанка" 6 миллионов долларов США и 7 миллионов евро. Однако, "не намереваясь исполнить свои обязательства по зачислению денежных средств на расчетные счета Ровбелей, либо передаче им наличных денег, присвоил себе средства".
26 октября 2009 года, по данным следователей, Евгений Скобликов имитировал хищение у него этих средств из съемной московской квартиры. Сразу после этого он сообщил о "краже" в правоохранительные органы, а также Ровбелям. На следующий день подозреваемый был задержан, а 31 октября суд выдал санкцию на его арест.
После нескольких месяцев томительного заключения и не слишком удачной проверки на детекторе лжи Скобликов начал сотрудничать со следствием и выдал сведения о тайнике, в котором спрятаны центнер бумажной наличности. В середине марта 2010 года сотрудники милиции нашли похищенные деньги в земле на территории дачного участка в подмосковной Лобне.
"Чекистский след"
Между тем многое в этом деле так и осталось невыясненным. А суд не смог определить, кто же был соучастником громкого преступления, которое вряд ли возможно провернуть в одиночку. Один вес обналиченных денег достигает 90 килограммов, причем их невозможно уместить даже в несколько чемоданов. Тем не менее, согласно официальной версии, Евгению Скобликову удалось похитить это богатство самостоятельно и в один присест.
Сам Скобликов при этом уверяет, что его заставили пойти на преступление спецслужбы. В сентябре 2009 года его, якобы, "отловил прямо на улице какой-то субъект и насильно усадил в свою иномарку". Правда, номер машины юрист не запомнил, пишет "Московский комсомолец".
В салоне автомобиля сидели "еще трое громил, которые представились сотрудниками ФСБ и УСБ". Незнакомцы сообщили, что у них с покойным Ровбелем были какие-то общие дела и вообще они "крышевали" весь бизнес предпринимателя. По их словам, покойный якобы остался должен им внушительную сумму денег. А если Скобликов из столицы денег не привезет, то плохо будет и ему, и всему его семейству, утверждали таинственные чекисты.
Конечно, эта история может быть очередным вымыслом предприимчивого юриста. Но, с другой стороны, биография покойного бизнесмена Сергея окутана таким туманом, что невозможно установить каким образом подпольный миллионер сколотил баснословное состояние, и чьи еще финансовые интересы в этом замешаны.
Далее в ходе судебного заседания произошла небольшая сенсация. Как оказалось, фигурировавших в деле чемоданов было явно недостаточно для транспортировки 17 миллионов долларов. В действительности Скобликов, как только обналичил эти деньги, распихал их по спортивным сумкам, вывез в Лобню и закопал на участке недалеко от автобусной остановки. Только после этого он вернулся в Москву и снял на Волгоградском проспекте квартиру. Затем Скобликов "шнырял туда-сюда с набитыми какой-то дрянью чемоданами", сбивая с толку подвозивших его таксистов, которых потом милиция затаскала как свидетелей.
Имен загадочных сотрудников спецслужб Скобликов не знает, кроме одного, которого звали Максим. Именно он должен был, по словам юриста, забрать деньги из тайника в Лобне, однако почему-то так и не пришел за ними.
Выслушав эту детективную историю, прокурор потребовал для подсудимого 4 года лишения свободы в колонии строгого режима. Адвокат же попросил для своего клиента условный срок. А сам Скобликов заплакал и сказал в последнем слове, что "пенитенциарная система предоставила такое количество информации, что хватит и детям его, и внукам".
При этом подсудимый рассказал душещипательную историю про то, как он боролся с монополизмом в новосибирских загсах, где молодоженам запрещали приводить с собой знакомых фотографов. В итоге, по словам Скобликова, он победил засилье брачной мафии. Но противостояния с мафией чекистской юрист не выдержал.
Есть и иная версия мотивов беспрецедентной кражи, высказанная источником "Комсомольской правды". Согласно его предположению, в махинациях с деньгами Ровбелей замешан крупный чиновник из Москвы, которому понадобилось отправить "наличку" за границу. Для этого, мол, и была затеяна вся эта история с похищением и возбуждением уголовного дела. Ведь просто так эту огромную сумму через таможню не провести, а с постановлением суда о возбуждении уголовного дела и вынесенным приговором - гораздо проще.
Обе версии похожи тем, что Скобликов в них выступает в роли рядового исполнителя. Причем во втором случае он хорошо отыгрывает свою часть "сценария пьесы" за солидный "откат".
Каких-либо фактов в подтверждение этой версии газета не приводит, но сообщает, что в милиции официально комментировать такой сценарий категорически отказались.
Получается, что Евгений Скобликов так и не выдал своих пособников, а суд самостоятельно не смог установить их личности.
В свою очередь жена осужденного уверяла, что супруг невиновен в "краже века".
Сознался ради детей
На предпоследнем судебном заседании Евгений Скобликов рассказал журналистам о том, что все-таки заставило его дать признательные показания. Ведь первое время он стойко держался, даже терпя физическое насилие со стороны сокамерников, которые мечтали опередить следователей и вызнать первыми, куда же исчезли деньги. Одно время юрист даже в суде появлялся с синяками на лице, но все равно упорно молчал. А потом вдруг что-то произошло.
"Скажем так. У меня в камере появился человек, который рассказал мне, что пропавшие деньги были предназначены на строительство детского дома", - пояснил резкую перемену в своем поведении Скобликов.
Однако на вопрос мучила ли его совесть, подсудимый прореагировал странно. "Совесть?.. Гы-ы… Совесть… Просто я не хотел чувствовать себя человеком, который украл деньги у детей", - добавил он.
Журналисты спросили юриста, смог ли он украсть, если бы речь шла не о детях. Скобликов красноречиво промолчал, дав своим видом понять, что это совсем другое дело.
Возможно, подсудимый также проговорился и о давлении, которому подвергался со стороны неизвестных лиц перед поездкой. Ему задали вопрос, действительно ли супруги Ровбель, отправляя Скобликова в Москву, обещали ему за помощь купить квартиру в Новосибирске. Или это журналистские выдумки.
"Это не журналистские выдумки. Это я все сам выдумал, - заметил Евгений Скобликов. - И вообще, изначально я отказывался от этой поездки! И согласился, желая сохранить рабочее место, мне пришлось согласиться!"