Власти Ярославля, напуганные сатанинскими убийствами подростков, начали борьбу с неформалами
Городской телеканал
В Ярославской области продолжается расследование жуткого убийства четырех подростков, которых расчленили юные сатанисты. Теперь власти усиливают борьбу с молодежными субкультурами.

К настоящему моменту у следствия уже не осталось сомнений относительно мотивов убийц. В правоохранительных органах уверены, что кровавая расправа с подростками была не чем иным, как ритуальным убийством. Об этом же на допросах говорили и сами задержанные, пишет "Российская газета".

Напомним, четверо учащихся ярославских колледжей - Ольга Пухова, Варвара Кузьмина, Андрей Сорокин и Анна Горохова - исчезли в конце июня и числились без вести пропавшими. Вся область в течение почти двух месяцев следила за развитием событий, поиски взял под личный контроль губернатор области Сергей Вахруков.

Вначале предполагали, что 15-17-летние молодые люди уехали на фестиваль "Нашествие", который проходил в Тверской области, но эта версия не подтвердилась. А 12 августа на одном из ярославских пустырей обнаружили расчлененные трупы.

В тот же день работники правоохранительных органов задержали группу подозреваемых, а через несколько дней их сообщников - всего восемь человек. Это учащиеся средних и высших учебных заведений Ярославля и области - из вполне благополучных семей, в возрасте от семнадцати до девятнадцати лет. Среди них есть и девушка.

По версии следствия, двух девушек молодые люди ночью обманом вывели в лесопарковую зону, где нанесли им множественные удары ножом. Затем злоумышленники расчленили трупы, а внутренние органы и кровь убитых употребили в пищу.

Останки погибших убийцы закопали на месте преступления, куда на следующую ночь пригласили еще двоих знакомых - девушку и молодого человека. С ними сатанисты расправились аналогичным способом.

"Сегодня уже можно говорить о том, что преступление было ритуальным, - комментирует помощник руководителя следственного управления Ярославской области Марина Данилова. - Обвиняемые входят в неформальное молодежное объединение оккультной направленности, при этом сами же причисляют себя к сатанистам".

Зверство не по сатанинским канонам

По мнению экспертов, убийства совершены не совсем по сатанинским обрядам. С одной стороны, убийцы сознательно выбрали в качестве ритуальной площадки пустырь за церковью. Там же был воткнут в землю деревянный сатанинский крест, обнаруженный членом совета по вопросам религиозных объединений при мэрии города Ярославля, председателем антисектантского центра Евгением Мухтаровым.

Однако в религиозной практике сатанистов не идет речь о расчленении жертв. Кроме того, вызывают сомнения и многочисленные колото-резаные раны на теле убитых, поясняет Мухтаров. По убеждению сатанистов, тело, как сосуд души человека, должно подвергаться минимальному физическому воздействию при умерщвлении.

В прокуратуре признают, что такое несовпадение имеет место, однако особого значения ему не придают. "Важно, что выявлен мотив убийства, - говорит Марина Данилова. - Подозреваемые озвучили его именно так - на религиозной почве".

Другой анонимный источник в правоохранительных органах характеризует подозреваемых как "просто фанатиков, у которых проблема с головой" "Такое ощущение, что им кто-то крепко навязал сатанинскую идеологию", - поделился своими опасениями источник.

Примечательно, что один из подозреваемых - житель райцентра Рыбинск - был схвачен как раз в психбольнице. Однако окончательный диагноз на предмет вменяемости подследственных будет вынесен по результатам экспертизы.

В милиции готовятся "внедряться и пропагандировать"

Местные чиновники после произошедшего всерьез обеспокоены деятельностью в регионе не только религиозных сект, но и прочих молодежных кружков и объединений.

При этом чиновники сетуют на ограниченность ресурсов, которые есть в их распоряжении. "В городе свыше 16 тысяч молодых людей, а у меня всего 10 сотрудников, - признается начальник управления по молодежной политике ярославской мэрии Наталья Рыбкина. - Мы не разведчики, чтобы проникать в закрытые молодежные группировки". По ее мнению, агрессивными субкультурами должны заниматься правоохранительные органы.

Рыбкина также обращает внимание на то, что неформалы организуются стихийно, а потому их сложно контролировать. "Хорошо это или плохо - сложно сказать, - рассуждает чиновница. - В конце концов, молодые люди должны самостоятельно выбирать, как им самовыражаться".

Со своей стороны, в пресс-службе УВД заверили, что у них нет специального отдела или сотрудника по работе с неформалами. "Каким образом к ним внедряться? Как вы себе это представляете? - недоумевает начальник отдела информации и общественных связей УВД по Ярославский области Александр Шиханов. - У меня длинных волос, как это принято у готов, нет, да и возраст, мягко говоря, не тот".

Милиционер уверен, что неформалы его быстро "раскусят" и не примут в свою среду. Впрочем, после произошедшей трагедии Шиханов заверил, что его ведомство обязательно будет вести разъяснительную работу и пропагандировать здоровый образ жизни среди молодежи.

Для ФСБ самыми опасными оказались эмо

Лучше других на ниве борьбы с неформальными группировками отметились сотрудники управления Федеральной службы безопасности по Ярославской области. Впрочем, их внимание до недавнего времени привлекали не столько сатанисты, сколько носители традиций субкультуры эмо.

Не так давно департамент образования Нижегородской области тоже включился в эту борьбу с подачи ФСБ. Спецслужбы предоставили чиновникам соответствующую информацию в особой инструкции о "нетрадиционных религиозных течениях и общественных организациях, трактующих идеи негативной молодежной субкультуры".

В тексте этого циркуляра, присланного из спецслужбы, следовало описание типажа эмо. На основании этой информации департамент образования провел разъяснительную работу с педагогами - призвал их проявить бдительность, предупредить учеников о негативных последствиях вступления в такого рода организации. Следовательно, силовые ведомства "в теме" и могут работать в этом направлении, подытоживает "Российская газета".

Подозреваемым в убийстве подростков предъявлено обвинение по пунктам "а" и "ж" ч.2 ст.105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору).

Если подозреваемые будут признаны невменяемыми, то суд освободит их от уголовной ответственности и направит на принудительное лечение. В противном случае они будут осуждены. Однако несовершеннолетним по закону грозит срок не более десяти лет, а для взрослых наказание по статье 105 УК РФ предусматривает пожизненное заключение.

Отметим, что совершенное преступление носит беспрецедентный характер. По словам старшего помощника областного прокурора по связям со СМИ и общественностью Яны Смирновой, в регионе прежде не совершались убийства на религиозной почве.