Заявление с просьбой привлечь хулиганов к ответственности написал в 70-е отделение полиции 74-летний Михаил Симонович, пишет "Фонтанка.ру".
Соседом пенсионера, проживающего на улице Джона Рида, является 27-летний нигде не работающий мужчина по имени Игорь. По словам старика, он постоянно устраивает дома шумные вечеринки с друзьями. Пенсионер неоднократно жаловался участковому, но тот никаких мер не принимал.
18 мая 2013 года около 22:00 Игорь пришел домой вместе с двумя приятелями. Один из них позднее сходил в магазин и, вернувшись, стал колотить в дверь, общую для четырех квартир. Тогда Михаил Симонович, у которого ночевал маленький внук, не выдержал и вышел на лестницу.
"Ребята, пожалуйста, не надо так шуметь", - сказал пенсионер, и тут же получил удар в голову. Затем из квартиры выскочил Игорь вместе со вторым гостем, которые избили Михаила руками и ногами.
От серьезных увечий мужчину спасла его жена, которая стала громко кричать и вызвала полицию. В итоге злоумышленники ретировались.
В травматологическом пункте у пострадавшего зафиксировали ушибы лица, грудной клетки и левого колена. Когда Михаил подавал заявление в полицию, участковый ему сказал: "Мы их всех найдем, через 10 дней приходите".
Однако по прошествии этого срока пенсионер не нашел полицейского на рабочем месте в приемные часы. А через месяц Михаила ознакомили с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором фигурировала очень странная формулировка.
"В ходе проверки по материалу был осуществлен выезд в адрес проживания гр. С. указанный в заявлении в котором говорится что он со своими друзьями нанес гр. К. телесные повреждения. Получить письменное объяснение, опросить гр. С. по фактам указанных в телефонограмме не представилось возможным, так как дверь в квартиру не кто не открыл, по вызову в 70 отдел полиции не кто не является" (орфография и пунктуация сохранены).
Поскольку в полицию хулиганы сами не явились, а мать Игоря заявила, что он в доме на улице Джона Рида не проживает, участковый сделал следующий вывод: "имеются достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков преступления".
С помощью адвоката Ирины Надеиной Михаил обжаловал решение участкового в прокуратуре, и соответствующее постановление было отменено. Однако 27 июля было вынесено новое постановление. На этот раз страж порядка сослался не только на отсутствие признаков преступления, но и на норму Уголовно-процессуального кодекса, позволяющую отказать в возбуждении уголовного дела о побоях при отсутствии заявления потерпевшего. Это при том, что в материалах проверки есть сразу два заявления, и в самом постановлении участковый на них ссылается.
Прокуратура снова отменила постановление, после чего материалы были переданы тому же участковому.
Михаил Симонович пытался объяснить полицейскому, что Игорь каждый день ночует у матери в квартире. "Я что, искать его должен, по ночам сторожить?" – заявил в ответ страж порядка.
По словам адвоката Ирины Надеиной, закон предписывает возбуждать уголовное дело даже в том случае, если участники избиения не установлены. И в нем тем более нет нормы, позволяющей отказать в возбуждении дела, если участковому не открывают дверь.