Как сообщили в пятницу в Главном управлении внутренних дел Москвы, по словам потерпевшего, кража произошла накануне: неизвестные, подобрав ключи, проникли в квартиру и похитили картину Казимира Малевича "Супрематическая композиция".
Между тем в прошлом году "Супрематическая композиция" Малевича была продана более чем за 17,5 миллиона долларов на аукционе "Филлипс" в Нью-Йорке. Картина была выставлена на продажу родственниками художника.
Продажа картины привлекла большое внимание и вызвала бурю противоречивых эмоций. Во-первых, появление на аукционе работ Малевича √ факт сенсационный. Что же касается полотен супрематического периода его творчества, они ни разу не выставлялись на аукционах с момента смерти мастера в 1935 году.
Во-вторых, в мире торговли произведениями искусства не часты случаи, когда на продажу выставляется картина, незадолго до этого снятая со стены известного музея. "Супрематическая композиция" почти 65 лет была гордостью Музея современного искусства в Нью-Йорке, но в июне прошлого года была отдана наследникам Малевича. В итоге картина оказалась в зале аукциона, расположившегося буквально через улицу в здании Музея ремесел.
Судьба картины весьма необычна. В 1927 году Малевич вывез для выставки в Берлине около 70 своих работ. Спустя несколько месяцев художник вернулся в Россию, но свои картины оставил в Германии друзьям.
С приходом Гитлера к власти в Германии началась борьба с абстрактным искусством √ работы уничтожались или продавались за границу. "Супрематическую композицию" и 15 других работ Малевича спас от гибели тогдашний директор Музея современного искусства Альфред Барр. В 1935 году он собирал по всей Европе экспонаты для выставки "Кубизм и абстрактное искусство". В "Провинциал-музеум" в Ганновере директор музея Дорнер показал ему спрятанные в подвале работы. Барр выбрал 20 работ Малевича, четыре из которых √ два рисунка и два архитектурных проекта √ он купил для музея, а остальные взял для экспозиции.
Вывозить такие работы из Германии в то время было очень опасно, и Барр "замаскировал" их под учебные материалы. Четыре полотна он вез, скрутив их вокруг зонтика. Остальные работы вывез из Ганновера в 1938 году Дорнер, который эмигрировал в США.
Не одно десятилетие музей хранил картины мастера, но в 1993 году наследники художника, которых насчитывается 31 человек, начали кампанию за возвращение его полотен, находящихся в музеях Нью-Йорка, Кембриджа, Амстердама и других городов мира. В итоге в июне 1999 года Музей современного искусства согласился передать им "Супрематическую композицию" в обмен на право оставить у себя 15 других творений мастера.
В придачу музей выплатил 5 миллионов долларов, которые должны быть разделены между наследниками. Как заявил директор музея Гленн Лоури, "это редкий случай, когда мы нашли справедливое решение столь сложной проблемы".