В многочисленных преступлениях и создании банды подозревается майор Михаил Чичельник, который еще полгода назад занимал пост начальника Шигонского РОВД и считался красой и гордостью самарской милиции. Фактически, милицейский босс держал в страхе всю округу, пишет газета "Московский комсомолец". Но если в "Кущевском деле" разразился общероссийский коррупционный скандал, то на "Шигонский беспредел" не отреагировали в Москве даже после открытых писем.
34-летний майор Михаил Чичельник был не только самым молодым начальником районного звена, но и образцом для подражания. За три года его руководства Шигонский РОВД вышел в передовики: отдел лидировал по большинству милицейских показателей, а раскрываемость преступлений вообще достигла первого места в области - 85% (при среднем показателе по России 54,5 %).
Сейчас в отношении майора расследуется сразу три уголовных дела по факту кражи, вымогательства и незаконного использования шпионской аппаратуры. Однако они до сих пор не объединены в одно производство. Более того, с Михаила Чичельника даже не взята подписка о невыезде и он спокойно разгуливает на свободе и не является на допрос к следователю. Точное местонахождение подозреваемого не известно.
Мафия из РОВД
Уроженец Сызрани Михаил Чичельник стал начальником Шигонского РОВД в 2008 году. Кстати, его предшественник Александр Борисов отправился за решетку после того, как избил депутата районного собрания. А уже через 20 дней после вступления приговора в силу начисто сгорел строящийся дом председателя районного суда Любови Дорач, которая и выносила милицейскому боссу обвинительный вердикт.
Сама Дорач, которая после этого случая спешно покинула район, считает пожар поджогом в отместку за свою профессиональную деятельность. Однако никакого уголовного дела в РОВД возбуждено так и не было. Огонь списали на неисправную электропроводку, которой внутри дома не было вовсе. Лишь через три года уголовное дело все-таки возбудят.
Загадочные пожары стали бичом для Шигон. С момента прихода Чичельника в районе произошло как минимум пять таких случаев. Всякий раз погорельцами оказывались люди, неугодные начальнику милиции, а найти поджигателей почему-то не удавалось. Первым делом новый начальник напустил страху на своих подчиненных. Иногда майор заставлял сотрудников РОВД отжиматься в противогазах или зашивать карманы на форме. За попытку перечить Михаил Чичельник немедленно увольнял "смутьяна". За три года его руководства из РОВД были вынуждены уволиться более 1/5 всего личного состава, в том числе начальники МОБ, угрозыска, ГИБДД, дознания, кадров, ППС, ЛРС, тыла. "Руковожу я жестко. В моем районе преступникам не место", - объяснял Чичельник свои действия журналистам.
Собрав компромат на местных чиновников, майор и их подчинил своей власти. Таким рычагом влияния стали махинации с землей: участки в живописных уголках и береговой зоне продавались за копейки. Например, 25 соток в селе Усолье районные власти уступили за 141 рубль 42 копейки, а 15 соток в селе Муранка - за 85 рублей 96 копеек.
В мае 2010 года семеро местных бизнесменов написала письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву с жалобой на главного милиционера: "...Всех предпринимателей района вынуждают давать взятки Чичельнику, оказывать бесплатные услуги, а в случае отказа начинают "кошмарить"... Против тех, кто отказался платить, начались "репрессии". Прикрываясь поручениями прокурора, проводили обыски и изъятия документов, оргтехники, дезорганизовывали работу предприятия. Неугодным предпринимателям напрямую заявляется, что предприятие "больше работать не будет". При странных обстоятельствах часто возникают пожары, уничтожающие имущество неугодных компаний..."
На самом деле, от милицейского произвола страдали чуть ли не все 296 предпринимателей, зарегистрированных в районе. Но большинство боится об этом говорить, пишет издание.
Например, ни один груз, нефтевоз или машина с зерном не могли выехать с территории района, не заплатив на посту ГАИ взятку. В уборочную страду за "КамАЗ" с зерном требовали по 100 тысяч. Не принесешь за 3 часа - все зерно сгорит на солнце.
Визитки начальника РОВД выполняли роль VIP-пропусков. Их обладателей ГИБДД отпускало беспрекословно, даже тех, кого ловили в пьяном виде за рулем. Несколько раз в году цвета визиток менялись, а купить ее можно было за 20 - 40 тысяч рублей.
Давление на бизнес
Главный доход приносил оброк, которым ежемесячно обкладывали коммерсантов. Как установили следователи, майор Чичельник вместе со своей правой рукой Алексеем Ереминым (формально майор Еремин числился замначальника ИВС, но на службе не появлялся неделями, выполняя роль коммерческого директора группировки) заставили индивидуального предпринимателя Спиридонова "за непроведение подчиненными сотрудниками проверок" взять в долю их жен. "Опасаясь наступления негативных последствий", Спиридонов был вынужден оформить гражданок Чичельник и Еремину учредителями своей фирмы "Евролинк+". Таким образом в 2007 - 2010 годах "милицейские бизнес-леди" получили как минимум 420 тысяч рублей.
Жертвой милицейского вымогательства стал и российский немец Юрий Шпис, который в 2008 году вместе с двумя партнерами из ФРГ решил построить в Шигонах современный свинокомплекс. Первое время и районные власти, и сам Чичельник всячески покровительствовали крупному инвестору. Но когда стройка была уже в самом разгаре, а объем вложений подошел к 2 миллионам евро, Шпису сделали "интересное предложение". Отныне ежемесячно он должен платить РОВД за "крышу". Кроме того, стройматериалы надлежало теперь покупать только у подконтрольных Чичельнику фирм и по завышенным ценам.
Чтобы Шпис долго не раздумывал, на стройплощадке мгновенно появились экипажи ГИБДД. У всех въезжавших машин и техники снимались номера, у водителей отбирались права.
Несколько месяцев Шпис исправно платил милиционерам по 40 тысяч рублей, но потом Еремин "увеличил таксу". В сентябре 2009 года немец объявил, что отказывается от "крыши". Уже наутро стройку "оккупировали" милиционеры во главе с майором Чичельником.
Из-за постоянных милицейских и прокурорских проверок стройка остановилась. Для разбирательства из Германии приехал инвестор Вильгельм Рольфес, которого немедленно препроводили к предприимчивому майору. Там иностранцу объяснили принципы отечественного бизнеса, убеждая порвать с "неэффективным" компаньоном.
Тем временем все участки вокруг свинокомплекса оказались проданы людям Чичельника, так что инвесторы не могли подвести ни свет, ни воду, ни газ. Ни одного животноводческого предприятия в районе нет до сих пор.
В МВД также фабриковались уголовные дела на неугодных предпринимателей. Например, руководителя фирмы "Стилас" Ольгу Афанасьеву обвинили в лжесвидетельстве. А в декабре 2007 года "неизвестные" сожгли офис ее компании. Дело о поджоге давным-давно приостановлено, хотя против Чичельника и давались прямые показания.
Выдержка из объяснения оперуполномоченного уголовного розыска Алексея Макарова (прежде - доверенное лицо Чичельника) гласит: "В конце 2007 года... Чичельник М.М. сказал, что нужно ее (Афанасьеву) наказать, а именно найти человека, который сможет поджечь здание ООО "Стилас". Я ответил, что подбирать такого кандидата не буду, на что Чичельник М.М. мне сказал, что я пожалею".
Примерно через месяц после разговора Чичельника с Макаровым, который будет уволен и отсидит полгода по ложному обвинению в убийстве, "Стилас" сгорел.
Из-за неоднократных жалоб в район иногда наведывалась проверка ГУВД, прокуратуры или СКП, которая писала под копирку "факты не подтвердились", и все продолжалось по-старому. 25 раз Сызранский отдел Следственного комитета выносил отказные материалы на Чичельника и его подчиненных, не находя состава преступления в их действиях. Притом что добрая часть заявлений подтверждалась документально.
Предприниматель Касаткин, например, многократно жаловался, что по приказу Чичельника у него с участка вывезли 200 фундаментных блоков. Как оказалось, украденные стройматериалы пошли на возведение нового дома начальника РОВД. Для возбуждения дела по этому факту потребовалось три года.
Из обвинительного постановления также следует, что организацией грабежа занимался заместитель Чичельника по криминальной милиции Владимир Обрубов.
Охота на прокурора
Летом 2010 года в Шигоны назначили нового прокурора Вадима Федорина вместо Владимира Акинцева. Уже на третий день майор Чичельник пригласил нового коллегу к себе пообедать и "прозрачно намекнул, кто в районе главный". Однако прокурор отказался от такого "сотрудничества" и заявил, что будет действовать строго по закону.
В ходе прокурорской проверки выяснилось, что каждое шестое дело (33 из 188 преступлений, зарегистрированных в 2009 году) оформлено на "мертвых душ". Иными словами, чтобы улучшить статистику, в РОВД списывали "висяки" (старые нераскрытые преступления) на ни в чем не повинных покойников. По закону это является основанием, чтобы прекратить дело. Привлекать мертвецов к уголовной ответственности тоже очень удобно, так как они не бегут к адвокату и не пишут жалобы.
Вадим Федорин выявил также многочисленные факты незаконных проверок, проводившихся по телефонному звонку из РОВД. В 2009 году таких внеплановых, не согласованных с прокуратурой проверок было 54.
Стало известно и о десятках отказных милицейских материалов, в том числе по факту таинственных пожаров.
В августе 2010 года, после того как Вадим Федорин потребовал возбудить дело о поджоге дома председателя райсуда, "неизвестные" пропороли колеса его машины.
"Внутренне я абсолютно уверен: это дело рук милицейской группировки, - говорит Вадим Федорин. - Вскоре мне передали привет от Чичельника: если не изменю, отношения к службе, будет хуже. Я не изменил".
Вместо того, чтоб подружиться с Чичельником, упрямый прокурор направил начальнику областного ГУВД гневное 17-страничное представление о его бесчинствах. 2 декабря, ровно спустя 2 дня, как бумага легла на генеральский стол (к слову, никакого воздействия она не возымела), "неизвестный" лихач прямо у здания прокуратуры разбил вдребезги старенький автомобиль Opel, принадлежавший прокурору Федорину. Вызванные гаишники не скрывали своей иронии: "Что ж вы, Вадим Михалыч, машину не застраховали?".
А через некоторое время на Федорина было организовано нападение, однако налетчиков в последний момент спугнул вышедший на крыльцо охранник.
Уже документально установлено, что по приказу начальника РОВД за Федориным велась слежка. Фиксировались все входившие и выходившие из прокуратуры посетители. Завербованная Чичельником помощница прокурора района Марина Ахвутская докладывала майору о каждом шаге начальника, копировала и передавала служебные бумаги.
Весной 2011 года против Чичельника возбудили первое уголовное дело: о хищении фундаментных блоков у предпринимателя Касаткина. Материалы были направлены в СКР прокурором Федориным. Вслед за первым появились еще два дела. В июле 2011 года Чичельника арестовали и с позором уволили. Последней каплей стала слежка, которую, по обыкновению, он приказал установить за членами следственной группы.
Добавим, что на сегодня лишь двоим участникам группировки Чичельника предъявлено обвинение: заместителю начальника ИВС Алексею Еремину и начальнику криминальной милиции района Владимиру Обрубову. Первый уволился из МВД по собственному желанию, а второй продолжает служить по сей день, хотя уже посидел за решеткой и сознался в грабеже.
Подполковник Обрубов благополучно миновал переаттестацию и даже входил в состав аттестационной комиссии, определяя, кто из сотрудников достоин служить в обновленной полиции. Напротив, большинство милиционеров, осмелившихся дать показания на Чичельника, его стараниями отбор не прошли. В заключение редакция газеты просит считать опубликованный материал официальным депутатским запросом Генеральному прокурору, председателю Следственного комитета и министру внутренних дел.