Если проект получит развитие, в нем примут участие банковский сектор и компании, которые попали в черный список стран Евросоюза. Появление офшора ожидается на территории второго по величине города в Черногории Никшиче. "Крестовый поход" против санкций возглавил российский предприниматель, лидер Монархической партии России Антон Баков.
- Антон Алексеевич, объясните, пожалуйста, в чем состоит необходимость создания такого офшора с точки зрения исторической и экономической целесообразности?
- Вообще мы начинали изначально культурологический проект, связанный с Императорским престолом. Но мы реалисты и понимаем, что шанс на возрождение монархии в России исчезающе мал. С 1917 года слишком много времени прошло. Однако сложа руки мы сидеть не намерены и переходим от пустых слов к реальной монархической политике. Для этого мы строим планы развития на других территориях.
Создание "русского офшора" Царьград - это важный этап нашей работы.
Что касается экономики, то ситуация за последнее время принципиальным образом изменилась, произошли события, которые совершенно нельзя было предсказать. 11 месяцев прошло, а мир изменился полностью, особенно в той его части, которая называется Россия.
Экономика страны, представители крупного бизнеса оказались под действием жестких санкций со стороны запада. И внезапно стало понятно, что прежние, легкие, как бы очевидные антикризисные решения в новых условиях не работают. Потому что сложная обстановка требовала сложных решений, что надо идти не по пути деофшоризации, а усложнить ситуацию, создать российский офшор.
- Можно сказать, что западные санкции в отношении российского бизнеса стали причиной возникновения Вашей идеи с офшором?
- Да. Более того, эта идея уже обсуждалась с высокопоставленными представителями крупного российского бизнеса, например с компанией "Роснефть", с председателем совета директоров, Академиком РАН Некипеловым Александром Дмитриевичем, были консультации с научными кругами.
А если говорить о президенте Российского союза промышленников и предпринимателей Александре Шохине, то создание лояльного нам офшора - это вообще его давняя мечта. Все они говорят: "Да, идея своевременная, свой офшор нам необходим".
- Однако в самой России уже существуют особые экономические зоны, почему бы в этом случае их не использовать?
- Очень важно в современной финансовой системе использование офшора, действующего в рамках британского, а не российского права. Это важный момент. И Александр Николаевич (Шохин), конечно, мечтает именно о таком офшоре.
- И как офшор в Черногории поможет российскому бизнесу? Почему не использовать те же Виргинские острова?
- Смотрите, в чем суть санкций: не дать русским компаниям перекредитоваться, отлучить их от больших длинных денег. Офшор помогает решить эту проблему.
Но опять же сегодня такая ситуация, что не всякому доверишь крупный капитал. Стоит только вспомнить катастрофу в Исландии, когда в 2008 году "страна льдов" объявила дефолт и национализацию банковской системы. Тогда Россия потеряла огромные деньги, они так и не возмещены нашему бизнесу.
Следующая катастрофа произошла в кипрской зоне в 2013 году, когда русские компании также сильно пострадали от заморозки счетов. Поэтому нужна территория, которая была бы лояльной нам.
- Но почему именно Черногория?
- У нас сложились хорошие, добрые отношения с этой страной еще со времени поиска места расположения дома Императорского престола. Мы выбрали Черногорию, потому что у нее своя богатая история взаимоотношений с Императором Николаем II, это государство многим обязано нашему монарху, оно имеет все причины быть благодарной России. Поэтому мы можем доверять черногорцам, положиться на них в этой непростое для России время.
- Может ли последовать какое-то противодействие этой инициативе со стороны западного капитала, западных стран?
- В данном случае к Черногории с их стороны не может быть никаких претензий. Она не ведет никаких военных действий, никак себя не компрометирует.
Хотя конечно, опасения со стороны Запада могут быть, ведь действие "русского офшора" развяжет руки отечественному бизнесу, максимально снизит его риски в мировой финансовой системе.
- Вы уже учредили наблюдательный совет Царьграда. Какие будут Ваши дальнейшие шаги?
- Мы направили предложение вступить в наблюдательный совет крупным российским бизнесменам, а также членам Правительства Черногории: министру финансов Радое Журичу и министру по инвестициям и туризму Бранимиру Гвозденовичу, а также мэру общины Никшич Веселину Грбовичу. Наша задача привлечь внимание как можно большего количества людей, заинтересовать их, захватить умы.