Лидеры пяти стран - США, Великобритании, Канады, Франции и Южной Кореи - написали своим коллегам по "двадцатке" открытое письмо, с призывом активизировать коллективные усилия, направленные на реформирование мировой финансовой системы.
"Чтобы обеспечить соответствие в целом нашей бюджетной, монетарной, курсовой, внешнеторговой и структурной политики целям сильного, устойчивого и сбалансированного роста, нам необходимо разработать стратегию совместной работы и действовать сообща", - говорится послании, подписанном лидерами пяти стран.
Авторы письма указывают на то, что оживление мировой экономики остается хрупким. И поэтому "двадцатка" должна выполнить поставленную задачу - до конца года разработать правила по повышению качества и уровня капиталов банков, их ликвидности.
Так же, по мнению авторов письма, необходима координация усилий при усилении надзора и регулирования банковского сектора, принуждение банков к увеличению капитала, внедрение новых правил выплаты бонусов, создание механизмов трансграничного регулирования крупных финансовых институтов, рассмотрение возможности введения глобального налога на банки, борьба с уклонением от налогов, ужесточение регулирования рынка деривативов.
Все это задачи, безусловно, важные. Скажем, по вопросу введения глобального налога на банки, из которого будет формироваться своеобразный фонд, призванный в случае необходимости спасать крупные системообразующие финансовые институты, принципиальная договоренность уже практически достигнута. Причем не тпротив и сами банки, подвергшиеся массированной атаки со стороны спасавших их государств.
Тем не менее, сейчас гораздо более актуальными выглядят совсем другие проблемы и угрозы. Спасение финансового сектора и вызванных кризисом провал налоговых поступлений во многих странах, в том числе и участвующих в "двадцатке", выдвигает на первый план именно повсеместно (за редким исключением) плачевное состояние государственных финансов.
Мир балансирует между угрозой глобальной инфляцией, первым выражением которой стал рост цен на сырье, и еще более страшной угрозой суверенных дефолтов, нависшей над странами с самыми высокими кредитными рейтингами.
Более того, мировая экономика и мировые финансы уже достаточно серьезно изменились. Одним из признаков подобного рода изменений стал резкий рост влияния МВФ, все больше превращающегося в кредитора последней инстанции для государств.
Причем, если раньше Фонд работал исключительно с развивающимися странами, давая деньги на условиях проведения той или иной экономической политики, сейчас, впервые за все время, получателем кредита МВФ может статьодин из членов зоны евро. И деньги МВФ готов выделить тоже только на своих условиях.
Баланс сил в мировой экономике в результате кризиса серьезно изменился, и весомости прибавил не только МВФ. И на предстоящем июньском саммите "двадцатки" Китай, на который в последнее время оказывается серьезное давление из-за привязки юаня к доллару, может перейти в контрнаступление, в очередной раз подняв вопрос о надежности доллара и необходимости создания новой мировой резервной валюты. Поддержать Китай могут его партнеры по БРИК, а руководство МВФ уже не будет делать вид, что эта тема его совсем не интересует.
США же в свою очередь постараются напомнить (есть об этом и в подписанном "пятеркой" открытом письме) о необходимости "устранить дисбалансы" в мировых финансах и торговле. Устранить их можно, ослабив доллар, но как сделать это без угрозы потери статуса основной резервной валюты, не понимают, похоже даже американцы. Разве что уговорить Китай серьезно ревальвировать юань, продолжая при этом финансировать американский госдолг.
Одним словом, сейчас, когда ситуация выглядит значительно более стабильной по сравнению даже с последним саммитом "двадцатки", противоречия между ее участниками станут выходить на первый план. Более того, не исключено, что июньский саммит станет последним.