Падение доллара остановлено. Европейский ЦБ выступил с "вербальной интервенцией", высказавшись в поддержку сильного доллара, Банк Японии допустил "утечку" о возможных интервенциях на валютном рынке, российский ЦБ и вовсе прибег к интервенциям в непосредственной близости от уровня 30 рублей за доллар.
Слова российского премьера о том, что правительство не допустит чрезмерного укрепления рубля, были подкреплены решительными действиями.
Момент Центробанками для поддержки американской валюты был выбран удачный - цели можно добиться минимальными средствами. Условия для коррекции доллара на валютных рынках и без того назрели. Стоит напомнить, что в сентябре в США заканчивается финансовый год и многие американские инвесторы начинают фиксировать прибыль.
Отсюда и продажи на фондовых рынках, которые не дают индексам серьезно расти, несмотря на регулярно улучшающуюся статистику, отсюда же и сползание нефтяных цен ниже 70 долларов за баррель, и неспособность золота закрепиться выше 100 долларов за тройскую унцию.
Проблема лишь в том, что укрепление доллара, как бы его ни вожделели в Европейском ЦБ, Банке Японии или ЦБ РФ, совершенно не вписывается ни в программу нынешней администрации США, направленную на исправление перекосов в мировой торговле и мировых финансах, ни в договоренности, достигнутые в ходе саммита "Большой двадцатки". Да и настроение инвесторов после коррекции может вновь измениться, и валютные интервенции будут не слишком эффективны, а то и опасны, поскольку могут вылиться в "гонку девальваций", чреватую глобальной гиперинфляцией.
Едва ли можно назвать случайным выступление экономического советника Барака Обамы, экс-председателя ФРС Пола Волкера о постепенном снижении роли США в качестве мирового экономического лидера.
Излишнее укрепление доллара может поставить под угрозу плоды его ослабления последних месяцев, сделав американские товары менее конкурентоспособными по сравнению с импортными, и наметившееся улучшение торгового баланса США может обернуться новым ухудшением.
И если уж говорить об интервенциях, то у ФРС для того, чтобы не допустить чрезмерного укрепления доллара, средств не меньше, чем у любого другого эмиссионного центра.
Конечно, курс российского рубля, если и волнует денежные власти США, то отнюдь не в первую очередь: российско-американский торговый оборот легко можно игнорировать, да и в случае нужды против товаров страны, не входящей в ВТО, можно ввести заградительные пошлины или жесткие квоты. Напротив, интервенции Банка России администрации Обамы только на руку - часть купленных в ходе этих интервенций долларов пойдет на финансирование американского бюджета, поскольку будет размещена в казначейские облигации.
Однако излишнее усердие Банка России, особенно если доллар через некоторое время возобновит поход вниз по отношению к мировым валютам, золоту и сырьевым товарам, чревато избытком рублей в российской экономике. А это в свою очередь может несколько подпортить благостную картину побежденной инфляции.
Инфляционных факторов в следующем году в стране и без того будет немало. По оценке правительства, только рост пенсий в России обеспечит в следующем году дополнительный внутренний спрос на сумму около 1 трлн рублей. Если к этому добавить еще и вливание рублей в экономику за счет поддержания слабого курса рубля, прогнозы главы ЦБ Сергея Игнатьева о том, что инфляция в следующем году удержится в диапазоне 9-10%, не оправдаются.
Уже в следующем году, а то и еще раньше, Банк России с большой долей вероятности вновь окажется перед дилеммой: поддерживать доллар или бороться с ростом цен. На уровне деклараций российские чиновники полны решимости добиться и того, и другого. А это значит, что, скорее всего, осмысленного плана действий на этот случай просто нет.