Финансовый кризис угрожает психическому здоровью россиян, считает глава Научного центра социальной и судебной психиатрии Татьяна Дмитриева. Первой жертвой, очевидно, стали российские власти. С каждым днем можно наблюдать все новые симптомы опасного раздвоения, которое бывает у больных шизофренией.
Не прошло и пары дней после того, как российские президент и премьер никак не могли определиться с картелями, и вот новый симптом. Банк России решил повысить ставки, чтобы бороться с инфляцией и развернуть отток капитала. Сама по себе мера выглядит вполне логично: дорогие рубли станут более привлекательными для инвесторов, отток капитала имеет все шансы смениться притоком. Для укрепления национальной валюты повышение ставок самый верный рецепт.
Однако одновременно с этим Банк России уронил национальную валюту, причем одновременно и к доллару, и к евро. Странная тактика для тех, кто собирается бороться с потребительской инфляцией. Особенно если учесть, что существенную долю в российском потреблении играет импорт. Ослабление рубля делает импортные товары более дорогими, стимулируя инфляцию.
Видимо, ослабляя рубль, власти стремятся стимулировать импортозамещение: товары "отечественного производителя" станут более конкурентоспособными, расцветут в стране ремесла, тут то и заживем. Но тогда нелепо удорожать кредит - это серьезно увеличивает издержки тех самых производителей, на которых возложена нелегкая задача побороть вездесущий импорт. Так что с конкурентоспособностью производителей, для которых после пропускания через банковскую систему кредиты будут стоить уже не 13 процентов, а все 20 - мягко говоря, наивно.
Под меньшие проценты кредитовать смысла особого нет - проще купить доллары, поскольку менять купленные доллары обратно на рубли при политике ЦБ, направленной на ослабление рубля ни для банков, ни для населения, тоже смысла никакого нет. Так что про борьба с оттоком капитала в условиях падения номинального курса рубля - сизифов труд, развлечение для скучающих чиновников.
Повышение ставок, правда, не особо коснется крупных корпораций, на рефинансирование долгов которых ЦБ выделил 50 миллиардов долларов. Эти деньги будут раздавать вовсе не под ставку рефинансирования. Так что за алюминий, например, можно быть спокойным - Олег Дерипаска, получивший часть этих денег, может себе позволить снижать цены на "крылатый металл". Жаль только, что цены алюминий при подсчете потребительской инфляции не учитываются.
Впрочем, возвращаясь к теме бескомпромиссной борьбы российских властей с бичом инфляции, нельзя не отметить важной вехи в этой беспощадной битве. Тарифы на газ в следующем году будут дважды повышены - в начале и середине года, причем всякий раз на 13% (в частом построении этой цифры, кстати, тоже ощущается некая навязчивость). Общее повышение по итогам года составит 27%. Тарифы, по которым гидроэлектростанции будут продавать электричество вырастут на 31%, атомные станции поднимут цены на 28%. В среднем повышение тарифов на электричество составит 19-26%.
Цены на газ и электричество - если кто запамятовал - как раз-таки в расчет потребительской инфляции включаются. Так что "отечественный производитель" попадает в совсем уж интересное положение: с одной стороны его издержки из-за резкого подорожания кредитов и роста тарифов на свет, газ тепло и прочие коммунальные услуги, резко вырастут. Но цены он должен снижать, чтобы компенсировать повышение все тех же тарифов в потребительской корзине.