Начатое с подачи премьера расследование, которое возбудила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), вылилась в широкомасштабную кампанию, направленную против металлургов. Точнее против повышения цен на сталь и стальной прокат.
Началось все с жалобы РЖД на то, что Evraz, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), "Северсталь" и "Мечел" необоснованно завышают цены на рельсы, а также жалобы "Уралвагонзавода" на Evraz, который, по их мнению, необоснованно повышает цены на колесные пары.
Жаловались они вице-премьеру Игорю Сечину, который доложил непосредственному начальнику, а тот, встречаясь с руководителем ФАС Игорем Артемьевым, поручил разобраться, добавив при этом: "наблюдаются параллельные тенденции, связанные с непонятным желанием в некоторых отраслях повысить стоимость продукции".
Слова премьера видимо были восприняты всеми потребителями металлопродукции как намек на возможность получения скидки или замораживания цен. Выяснилось, что недовольны повышением цен и в отечественном автопроме - там получили уведомление о 30-процентном росте с 1 июля цен на стальной прокат. В среду глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов во время поездки с Владимиром Путиным в Ижевск передал, пользуясь случаем, письмо премьеру от автопроизводителей (КамАЗ, АвтоВАЗ, "Соллерс" и группа ГАЗ) с просьбой "обратить внимание" на рост цен на стальной лист в России.
ФАС не стала дожидаться очередной встречи своего начальника с главой правительства, и начала проверку в отношении "Северстали", заявив, что аналогичные расследования будут возбуждены в отношении Новолипецкого и Магнитогорского меткомбинатов.
Не остались в стороне и нефтяные компании. долгое время служившие основным объектом расследований и штрафов со стороны антимонопольной службы. Руководители "Роснефти" Сергей Богданчиков, "Лукойла" Вагит Алекперов, ТНК-ВР Герман Хан, "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов и "Газпром нефти" Александр Дюков написали письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву, в котором пожаловались на резкое повышение цен на трубы и попросили провести по этим фактам расследование.
Трубники не растерялись, и "Трубная металлургическая компания" (ТМК) написала жалобу на Магнитогорский меткомбинат - "крайними" опять оказались металлурги. Их робкие попытки апеллировать к резкому росту издержек, связанному с ростом цен на уголь и железную руду, слушать никто не хочет.
Как никто не хочет слушать и то, что в ряде случаев цены, заложенные в контрактах, привязаны к мировым ценам на сталь, которые растут, и металлурги повышают цены в строгом соответствии с подписанными контрактами.
В "Северстали" к тому же напоминают, что в 2009 году, когда цены на отдельные виды проката в России упали до 40%, и всю первую половину 2010 года, несмотря на рост спроса и цен на сырье, металлурги не повышали цены - тоже в соответствии с подписанными контрактами.
Бороться с монополиями - дело, конечно, нужное. Однако стальной прокат - это не электричество, которое без проводов не получишь, и не газ, который доставляется по трубам, которые принадлежат одной-единственной компании. Конкуренция в черной металлургии чрезвычайно высока - и в России, и уж тем более в мире.
Понятно, что рост цен на сталь, которая практически повсеместно используется в промышленности, может подстегнуть инфляцию, либо негативно сказаться на ее рентабельности. Но рост цен на стальной прокат - это тенденция, которая наблюдается во всем мире, и связана она, в том числе, с ростом цен на энергоносители.
Вместо того, чтобы натравливать на металлургов ФАС, правительство могло бы отказаться от защитных мер, направленных на ограничение импорта стального проката - пусть металлурги свободно конкурируют со своими коллегами из других стран, а потребители получат больше возможностей в выборе поставщиков.
Однако в правительстве предпочитают бороться с ростом цен при помощи штрафов и премьерских "ремарок". Тон их, надо признать, после казуса с главой "Мечела" Игорем Зюзиным, к которому Владимир Путин собирался отправить доктора, несколько смягчился. Однако эффект остался прежним - котировки Evraz после встречи премьера с главой ФАС рухнули.
Если попытки использовать ФАС для борьбы с ростом цен и есть пресловутое "ручное управление", то эффективность его весьма сомнительна. Инфляцию контролировать, в том числе и по закону, должен ЦБ, причем, используя совсем другие методы.