Сегодня в это трудно поверить, но еще в октябре, когда экономический кризис в стране уже набирал силу, депутаты как ни в чем не бывало проголосовали за федеральный бюджет 2009 года, сверстанный исходя из среднегодовой цены на нефть в 95 долларов за баррель и среднегодового курса рубля в 24,7 за 1 доллар. При этом инфляция планировалась на уровне не выше 8,5%, а бюджетный профицит - 1,9 трлн рублей.
Абсолютное несоответствие этих оптимистических цифр реальности было очевидно всем, кроме правительства, делавшего вид, что ничего страшного в стране не происходит, и подигрывающего ему депутатского большинства. Однако, экономику обмануть трудно, и вскоре Минфин вынужден был корректировать бюджетные расчеты. Вплоть до прошлой недели правительство исходило из того, что средняя цена на нефть в нынешнем году составит 50 долларов, инфляция – 10-12%, среднегодовой курс 31,8 рубля за доллар. Теперь же и этот сценарий сдан в архив.
Премьер Путин, опираясь на прогнозы Министерства экономического развития, предложил Минфину пересчитать бюджет исходя из среднегодовой цены в $41 за баррель. При этом в расчеты должен быть заложен валютный курс – 35,1 рубля за доллар и инфляция в 13%. Что получится из расчетов Минфина, пропущенных через горнило правительственных согласований – еще вопрос. Но некоторые выводы из анализа базовых цифр, взятых правительством за основу, уже можно.
Вывод первый – с бюджетным профицитом (по итогам 2008 года он составил 1,7 трлн рублей или 4% ВВП) придется надолго расстаться: грядет эпоха дефицита. По расчетам независимых экспертов, если цена на нефть будет на уровне 40 долларов за баррель, то дефицит бюджета составит 2,5–3 трлн рублей. Если же цены на нефть окажутся на 7-8 долларов ниже этой отметки, то дефицит может достигнуть почти 4 трлн рублей.
Вывод второй – экономический рост также приказал долго жить. Глава Минфина Алексей Кудрин считает, что рост ВВП в этом году составит от 0 до 2%. Однако большинство независимых экспертов убеждено, что в 2009 году российскую экономику ждет отнюдь не рост, пусть даже скромный, а заметный спад. Чаще всего в прогнозах фигурирует диапазон этого спада от минус 3 до минус 5%. Но если кризисные явления в экономике продолжатся, а помощь государства не сработает, то на горизонте может замаячить и минус 15%.
Если же учесть, что рост цен в стране не останавливается и прогноз по инфляции увеличен до 13% в 2009 году, то из этого следует третий вывод: страна вступает в период стагфляции ( промышленный спад вкупе с высокой инфляцией), считающейся одним из самых тяжких диагнозов для любой экономики.
Что же касается собственно бюджета, то скорее всего процедура будет следующей: после того, как правительство утвердит новые расчеты, они будут оформлены в виде федерального закона о поправках к бюджету-2009, и поступят на рассмотрение Думы. Ясно, что Дума проголосует за эти поправки ровно в той редакции, которую предоставит правительство. Но ведь депутаты поднимают руки не просто за абстрактные цифры, а за конкретные денежные суммы, которые должны пойти на те или иные цели. И если бюджетные параметры ухудшаются на бумаге, это значит, что в реальной жизни денег кому-то не хватит.
Видимо, первыми под раздачу попадут инвестиционные расходы: правительство уже под сурдинку урезало Федеральные целевые комплексные программы на 15%, и это явно не конец процесса. Что касается социальных статей расходов, то за их неприкосновенность, судя по всему, правительство будет бороться до конца. Ведь их урезание означает фактический отказ от той политики, что проводили власти в последние 8 лет, что в условиях кризиса чревато не только социальными, но и политическими потрясениями. В крайнем случае, в ход будет пущена "подушка безопасности" в лице Резервного фонда, чей размер на начало года превышал 4 трлн рублей.
Во всей этой истории с переписыванием макроэкономических сценариев радует только одно: правительство наконец-то сняло розовые очки и осознало, что лукавые цифры в борьбе с кризисом не помогут. А значит, воздушные замки абсолютно нереалистического бюджета надо разрушать, и возводить на их месте пусть далеко не столь красивые, но реальные конструкции доходов и расходов.
Вот только кризисная динамика пока что все равно опережает расчеты правительственных стратегов. А значит, главный финансовый документ страны придется пересматривать еще не раз.