Пропавшая с полок магазинов гречневая крупа, эпизодически появляющаяся по несусветным ценам, а также резкое подорожание хлеба и других жизненно важных и социально значимых продуктов, стало одной из главных тем конца августа. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) трудится день и ночь, возбуждает кучу дел по подозрению в монопольных сговорах, однако реально всплеску цен на продовольствие ничего противопоставить не может. Только хлеб, по оценке ФАС, к осени может подорожать, на 10-15% из-за того, что мукомольные предприятия уже подняли цену на муку на 20-40%.
Не лучше обстоят дела и с молоком, которое уже стало предметом торговых войн между производителями и торговыми сетями. Они обвиняют друг друга в спекулятивном завышении цен. Производители объясняют рост закупочных цен на свою продукцию засухой, неурожаями и падежом скота и уверены, что основная вина в удорожании продуктов питания на полках магазинов полностью ложится на торговые сети. А торговые сети отказываются от контрактов с поставщиками, считая, что повышение оптовых цен несоразмерно с реальными потерями от засухи. В результате полки магазинов выглядят гораздо более куцыми, чем в самый разгар кризиса, а цены все равно неумолимо ползут наверх.
С учетом всего этого появляющиеся с удручающей регулярностью сообщения о том, что тот или иной крупный банк снизил ставки по рублевым вкладам, выглядят едва ли не издевательством. На этой неделе в среднем сразу на 1 процентный пункт снизил доходность своих депозитов второй по величине российский розничный госбанк - "ВТБ-24". Несколько раньше то же самое сделал и "Сбербанк". Правда, оба госбанка повысили проценты по долларовым вкладам. Однако о них разговор отдельный.
Август стал таким образом неприятным месяцем для и тех, у кого после покупки молока, хлеба и гречки еще остаются какие-то деньги. Банковские вклады перестали быть защитой от инфляции, и, открывая рублевый депозит, человек заранее идет на то, что его деньги, вернувшись к хозяину, изрядно потеряют в покупательной способности.
Другие традиционные способы защиты от инфляции тоже выглядят недостаточно надежными. Валютные вклады довольно опасны. Банк России может, наконец, вспомнить свои недавние заверения в том, что он переходит к таргетированию инфляции, которая, в отличие от поддержания слабого рубля, было выбрано главным приоритетом. А если и не вспомнит, напомнить желающих найдется немало.
Тогда рубль может снова начать укрепляться, как это было до кризиса. Причем никаких валютных интервенций для этого ЦБ не понадобится. Достаточно создать легкий дефицит рублевой ликвидности или просто заявить о неизбежности повышения ставки рефинансирования, которая, к слову, тоже скоро окажется ниже уровня инфляции. Остановить рост цен на продовольствие это, скорее всего, не сможет. А вот валютные вклады могут не только не защитить от инфляции, но и вовсе показать отрицательную доходность.
Что касается фондового рынка - покупки акций и паев паевых фондов, то это неплохой способ защиты сбережений в то время, когда инфляция сопровождает бурный экономический рост. А сейчас момент явно не тот. Экономика замедляется по всему миру, и о бурном росте речи уже не идет - тут бы в новую рецессию не скатиться, и то счастье. Акции в этих условиях могут в любой момент рухнуть, так что надежной защитой тут тоже не пахнет. Есть еще, конечно, золото, но и оно таит в себе опасность. Слишком сильно золото подорожало за последние годы, и многие эксперты считают, что на этом рынке надулся "мыльный пузырь", готовый лопнуть в любой момент.
Так что сейчас самое время тратить и даже брать дешевеющие пока рублевые кредиты. Но справедливо это лишь для тех, кто абсолютно уверен в стабильности своих доходов даже в случае, если по России и миру пройдется новая волна разрушительного кризиса. Но таким счастливчикам и никакая инфляция нипочем. А остальным остается только с тоской наблюдать, как их сбережения "худеют" на банковских счетах.