Минздравсоцразвития пришло к выводу, что большая часть граждан и за 30 лет не сможет скопить сколько-нибудь значительной суммы на своих индивидуальных накопительных пенсионных счетах, а потому предлагает попросту упразднить по-прежнему существующую в зачаточном состоянии накопительную пенсионную систему, сделав ее "добровольной".
Граждан, которые зарабатывают меньше, чем в среднем по стране, министерство предлагает попросту вернуть в солидарно-распределительную систему.
Если это предложение пройдет, начатая в прошлом десятилетии пенсионная реформа будет свернута, и общество вернется в счастливые 90-е, когда страна жила с унаследованной от СССР системой пенсионного обеспечения.
Поскольку добровольная накопительная система никакого отношения к государственному пенсионному обеспечению не имеет. Это скорее форма сбережения - способ накопить себе на старость, причем способ - далеко не единственный. Кто-то пользуется услугами негосударственных пенсионных фондов (НПФ), кто-то предпочитает покупать паи паевых фондов, кто-то пользуется страховыми накопительными схемами.
Попытка отказа от обязательного накопительного элемента в государственной системе вызывает довольно много вопросов. Прежде всего это относится к накопленным уже суммам. Какими бы "мизерными" они ни были, сотня-другая тысяч, скопившаяся за последние годы у многих, - вовсе нелишние.
Минздрав предлагает эти деньги, формально принадлежащие государству, "приватизировать. Хотя и не для всех. А лишь для тех, кто перевел или переведет их в негосударственный пенсионный фонд. Деньги же "молчунов" инвестироваться не будут и, по мнению экспертов, попросту вернутся в "общий котел", из которого выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам.
Вопрос в том, как быть с людьми, которые не перевели накопительные счета в НПФ, а оставили в государственном ПФР, но выбрали негосударственную Управляющую компанию. Да и вообще подобного рода "избирательная" приватизация уже вызывает, мягко говоря, недоумение.
Еще большее недоумение вызывает судьба широко разрекламированной в последнее время программы государственного софинансирования взносов на индивидуальные накопительные счета. Деньги гражданам предлагается переводить не куда-нибудь, а в ПФР, а государство обещает переведенные суммы в пределах 12 тысяч рублей удваивать. Но пока удваиваются они "виртуально". Реальные деньги должны были поступать на счета по мере выхода людей на пенсию.
Ликвидация накопительной системы и "слив" индивидуальных счетов в общий котел распределительной системы заставляет вспомнить детскую сказку, в которой двое животных предлагали наивному деревянному человеку зарыть его пять золотых на Поле чудес, обещая, что на этом месте вырастет денежное дерево.
Еще один вопрос, на который Минздрав не дает ответа - что будет с Фондом национального благосостояния, который создавался специально для того, чтобы сгладить переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. Идеолог фонда министр финансов Алексей Кудрин говорил, что проблема перехода заключается в том, что поколение, на которое выпадает жить в переходный период вынуждено параллельно с накоплением собственной пенсии содержать существующих пенсионеров. ФНБ должен, по замыслу властей, уменьшить эту нагрузку.
Впрочем, куда деть деньги, государство найдет. В чем, в чем, а в этом можно не сомневаться. Но если пенсионная реформа будет свернута, государство окончательно потеряет доверие граждан не только к государственной пенсионной системе, но и к любым своим действиям.
Еще одно неминуемое последствие отказа от накопительной системы - исчезновение последнего эфемерного стимула граждан требовать от работодателей выплачивать им "белую" зарплату. Да и у бизнеса никаких резонов платить государству, которое постоянно норовит смошенничать.
Впрочем, возможно все высказанные государству упреки несправедливы. Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова опровергла информацию о том, что ведомство планирует сделать необязательной накопительную часть пенсии. Проблема в том, газета "Ведомости", обнародовавшая предложения Минздравсоцразвития, утверждает, что в редакции есть копия доклада министерства правительству. И почему-то в этой ситуации "Ведомостям" доверия больше.