Судя по статистическим данным, в том числе и тем, которые обнародовал в преддверии форума его директорат, дно кризиса пройдено, но карабкаться до края ямы, в которую мир угодил, еще предстоит. Собственно, главные дискуссии на форуме на эту тему как раз и ожидаются: долго ли еще карабкаться, с какой скоростью и не сорвется ли мировая экономика снова на дно.
Впрочем, России на Давосском форуме будет не до мировых проблем, наша страна явно рассчитывает вернуть себе роль хедлайнера, утраченную с тех самых пор, когда форум еще задавался вопросом "Ху из мистер Путин?". Президент Медведев, который должен был открывать форум, свой визит из-за теракта вынужден был максимально сократить, но на форуме все-таки появится. Политические аналитики связывают давосскую "гастроль" президента России с предвыборным процессом, который уже начался в нашей стране.
По версии одних наблюдателей, Медведев своим визитом на швейцарский курорт демонстрирует миру, что его срок правления отнюдь не ограничится 2012 годом, по версии других - как раз, наоборот, ограничится: вот он и торопится предстать напоследок перед мировой элитой в роли первого лица. Но оставим политические спекуляции политологам и порассуждаем о том, в чем, собственно, сомневаться не приходится: президент Медведев едет в Давос, чтобы попытаться привлечь в страну столь необходимые отечественной экономике для развития прямые иностранные инвестиции.
А ситуация с ними складывается аховая: по итогам 2010 года правительство ожидало притока 30-40 млрд долларов, а пришло лишь 23 млрд. Да и из них, по оценкам экспертов, процентов 40 было реинвестировано всевозможными зарубежными "дочками" российских же компаний. Зато бегство капиталов из страны получилось куда более внушительным: чистый отток капитала по итогам 2010-го составил более 38 млрд долларов.
Эти результаты печальны сами по себе, но они оказываются печальны вдвойне, если сравнить их с результатами других стран. Скажем, из государств "Большой двадцатки" Россия оказалась единственной, которая не восстановила докризисный объем иностранных инвестиций. Весьма симптоматично выглядит и ситуация с чистым оттоком капитала. Большинство остальных развивающихся экономик, с которыми мы привыкли сравниваться, - Китай, Индия, Бразилия, Турция - в конце прошлого года буквально захлебывались от притока иностранных инвестиций и даже вводили некие защитные барьеры, чтобы в их страны текло не слишком много денег. Для России же оказался актуален прямо противоположный тренд.
Благодарить за это надо как весьма скромные макроэкономические результаты (низкие темпы роста ВВП, бюджетный дефицит, высокую инфляцию), так и другие факторы - политические риски (предстоящие выборы, вердикт по делу Ходорковского и Лебедева, предновогоднее задержание Немцова и других оппозиционеров), а также известную во всем мире высоту отечественных бюрократических барьеров и силу административного давления на бизнес. Правда, незадолго до Давоса российская делегация обзавелась важным козырем - речь идет о сделке между ВР и "Роснефтью", после заключения которой и акции соответствующих компаний выросли в цене, и спекулятивный капитал потянулся на российский рынок (за неделю его приток оценивается в 700 с лишним млн долларов). Однако даже в циничном мире бизнеса альянс британской и российской компании оценивается далеко не однозначно. Конечно, Дмитрий Медведев будет рассказывать о модернизации и зазывать капитал в Сколково. Однако разговоры о модернизации звучат с начала президентства Медведева, а каких-то наглядных успехов что-то не видно. И если международные инвесторы до сих пор не купились на эти разговоры, то с чего они вдруг поменяют свою точку зрения? Тоже самое и со Сколково: до конкретных результатов работы там еще далеко, а те инвесторы, которых заинтересовали условия этого "инвестиционного рая", туда уже пришли. С чего вдруг в Сколково "ломанутся" новички?
На сегодняшний день в мире есть несколько крупных компаний, помимо ВР (к примеру, PepsiCo и Renault), которые давно работают с Россией и имеют эксклюзивный выход на ее первых лиц. Впрочем, если покопаться в недавней истории, можно обнаружить, что даже такая высокая поддержка не гарантирует зарубежному бизнесу спокойную жизнь в нашей стране. Что уж говорить о потенциальных новичках нашего рынка, на которых, по идее, и должны быть направлены пиаровские усилия Дмитрия Медведева. В глазах большинства из них Россия является коррупционной державой с сомнительным политическим режимом, делать бизнес в которой можно только заручившись поддержкой высоких государственных покровителей, а в качестве партнеров выбирать новых фаворитов российских властей - местные госкомпании. Перспектива, не слишком заманчивая для любого нормального бизнеса.
А самое главное, непонятно, какими именно аргументами будет перебивать весь этот негатив Дмитрий Медведев. Обещаниями заоблачного роста экономики? Но его нет, и 2010 год показал, что даже стабильно дорогая нефть не способна больше обеспечивать этот рост российской экономике. Конструированием "налогового рая" в отдельно взятом Сколково? Вряд ли это сработает с учетом того, что в целом фискальная нагрузка на бизнес в стране выросла в 2011 году и продолжает расти. Гарантией политической стабильности? Опять же звучит неубедительно на фоне событий на Манежной, приговора экс-владельцам ЮКОСа, последней террористической атаки.
Разумеется, в этой сложной ситуации президент делает то, что он и должен делать: пытается "ухаживать" за инвесторами и усиленно зазывает их капиталы на работу в России. Только вот каких-то козырей, которые помогли бы Дмитрию Медведеву выиграть эту партию, не видно - ни на руках, ни, как говорится, в рукаве. Есть серьезные опасения по поводу того, что миссия российского президента в Давосе окажется невыполнимой.