Досиживая последние дни в президентском кресле, Дмитрий Медведев начинает подстраивать под себя кресло премьерское. В последней своей речи он сформулировал пять принципов, которые должны стоять в основе работы правительства, определил три направления, в которых кабинет должен двигаться.
Перечислять все эти принципы, тезисы, направления и пожелания смысла особого не имеет. Достаточно сказать, что Медведев в своей речи сказал столько правильных и нужных слов, сколько не произносил, пожалуй, ни в одном из своих многочисленных выступлений. Воспел свободу и предпринимательсткий талант, интеллект и инициативу, постулировал минимизацию вмешательства государства в экономику. Нашлись у него слова и для оценки деятельности правоохранительных органов, и для напоминания о важности гражданского согласия.
Чего стоит пассаж: "Инновационная, основанная на интеллекте, экономика создается умными, творческими, критически настроенными людьми. Она создается свободными людьми и она же создает свободных людей". Все - истинная правда.
И если бы произносил эти слова никому неизвестный политик, готовящийся принять полномочия главы кабинета, все эти принципы, тезисы и подходы были бы уместны, как уместным был бы и их анализ. Беда лишь в том, что на премьерское кресло претендует вовсе не неизвестный политик, о способности которого претворить в жизнь свою программу можно только догадываться, а действующий пока еще президент.
Тот самый президент, который в ходе своей избирательной кампании выдвинул принцип "четырех "И", на которых должна строиться российская экономика, имея в виду инфраструктуру, инновации, инвестиции и интеллект. Тот самый, за время правления которого драматически усилилась зависимость российского бюджета от нефтяных цен, а доходов населения - от бюджета.
Об уходе государства из экономики рассуждает человек, львиная доля президентского срока которого прошла в режиме "ручного управления" экономикой, а гимн предпринимательству поет президент, в стране которого каждый шестой предприниматель подвергался судебному уголовному преследованию. Об интеллекте рассуждает политик, не сумевший остановить "отток мозгов" из России в страны, пораженные мировым кризисом. А про частные инвестиции рассказывает глава государства, из которого не прекращается отток капитала, несмотря на рекордные цены на нефть, от экспорта которой это государство так сильно зависит.
Кстати, об оттоке, который, по словам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, в апреле продолжился. Следуя какой-то странной логике, первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявил, что сразу после назначения правительства в России начнется инвестиционный бум.
Видимо у Шувалова есть какая-то инсайдерская информация, и претворять в жизнь прекрасную программу, озвученную Медведевым и способную действительно привлечь инвесторов, будет кто-то другой, более дееспособный и менее зависимый от мнения "старшего партнера" по властному тандему.
Впрочем, кто будет назначен премьером, не так уж и важно, поскольку определять политику, в том числе и экономическую, будет вовсе не премьер, а президент Путин. У которого собственный взгляд и на то, какую роль должно занимать в экономике государство, и на то, как надо осваивать территорию страны, и на место предпринимателей, и на права правоохранителей.
Поэтому надежды Игоря Шувалова на инвестиционный бум, скорее всего, так и останутся несбыточными. После назначения правительства мало что изменится: Медведев продолжит говорить, Путин - управлять в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Граждане продолжат скупать валюту и зарубежную недвижимость (по покупке недвижимости за границей Россия вышла на первое место в мире), куда можно будет сбежать, если цена на нефть, от которой мы зависим все больше, начнет вдруг падать.