В среду Госдума приняла закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, которые с начала пенсионной реформы откладываются на индивидуальные счета части (подходящей по возрасту) российских граждан.
Готовило закон Минздравсоцразвития, соответственно и рассказывал о нововведениях статс-секретарь, заместитель главы ведомства Юрий Воронин. Напомнить об этом имеет смысл, поскольку Воронин - противник накопительной системы и в течение ряда лет неоднократно выступал за ее отмену, поскольку накопительная система не оправдала, дескать, возлагавшихся на нее ожиданий.
В какой-то момент Воронин перестал предпринимать "лобовые атаки" против накопительной системы и переключился на более эффективный метод: путем трансформаций и нововведений "улучшать" систему, причем делать это так, чтобы сделать ее окончательно бессмысленной. Принятый Думой закон о порядке выплат накопительной части пенсий - плод этих титанических усилий, причем предпринятых уже после первого чтения закона.
Суть нововведений в следующем. Во-первых, накопительная часть пенсии перестает передаваться по наследству. Исключений всего два: деньги, добровольно перечисленные гражданами в ПФР по программе софинансирования, материнский капитал, "пожертвованный" в накопительную систему. Причем наследниками материнского капитала могут стать лишь супруг или дети. Единственным наследником всех остальных пенсионных накоплений становится Пенсионный фонд России, дыра в бюджете которого разрослась до гигантских размеров.
Во-вторых, отменяются срочные выплаты накопительных пенсий. Исключений тут, правда, уже три. Две вышеупомянутые категории граждан смогут получить свои добровольные пожертвования в "ускоренном" режиме - в срок не менее 10 лет после выхода на пенсию. Еще одно исключение - те, у кого на счетах скопилось слишком мало денег, и накопительная часть пенсии в случае ее назначения составит 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости. Речь идет в основном о женщинах 1957-1966 годов рождения и мужчинах 1953-1966 годов рождения, первоначально включенных в накопительную систему, а после из нее выкинутых.
Все остальные будут получать свою накопительную часть пожизненно, исходя из принятого в стране "коэффициента дожития" - нормативно установленного срока жизни российского гражданина после его выхода на пенсию. Сейчас этот коэффициент составляет 18 лет, причем в последние годы он только рос. Деньги тех мужчин и женщин, которые не доживут до своих 78 и 73 лет соответственно, пойдут "в общий котел". Они будут использоваться для выплат тем, кому посчастливится прожить дольше. Цифры эти в российских условиях, где для мужчины дожить до пенсии - уже достижение, выглядят явным издевательством.
Стоит напомнить, что согласованный в правительстве первоначальный вариант предусматривал и право наследования пенсионных накоплений, и возможность срочных выплат, причем минимальный срок был установлен на уровне 7 лет с момента выхода на пенсию.
Минздрав аргументирует необходимость изменений заботой о "неразумных" гражданах. Дескать, получат они свою пенсию за 7-10 лет, не умрут и останутся в глубокой старости без средств к существованию. Аргумент неубедительный, поскольку пенсия не исчерпывается накопительной частью. Есть еще страховая часть, которая существенно больше.
По сути, принятый закон разницу между страховой и накопительной частями нивелирует. Единственным отличием является пока еще существующая возможность передать свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд или в управление авторизованной частной управляющей компании.
Ответственные за пенсионное обеспечение чиновники Минздрава давно искали способ запустить руку в индивидуальные пенсионные накопления граждан, и способ этот, похоже, найден. Принятый депутатами закон о порядке выплат накопительных пенсий стал едва ли не самый увесистым гвоздем, забитым в гроб так много обещавшей пенсионной реформы с момента ее старта.