В разгар кризиса президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провозгласил курс на инновационную индустриализацию страны, а с начала 2010 года уже начала реализовываться рассчитанная на 10 лет стратегия. На этой неделе были подведены итоги первого года индустриализации. Президент и лидер нации лично пустил 80 промышленных объектов в дополнение к 72, построенным в первом полугодии.
Церемония запуска объектов проводилась в режиме телеконференции Центральном концертном зале "Казахстан" в Астане, где в фойе были выставлены макеты всего, что было построено. Ознакомившись с макетами, президент занял кресло в заполненном приглашенными зале и приступил.
На большом экране один за другим стали появляться предприятия, директора которых обращались с краткой благодарственной речью к лидеру нации. На заднем плане были выстроены работники и работницы, приветственно махавшие национальными флажками. На каждом лице - благодарная улыбка, в каждом взгляде - вера в светлое индустриальное будущее республики. Завершая свои речи, директора просили разрешения пустить объект. Президент, иногда задав пару вопросов, пуск разрешал, руководители предприятий нажимали расположенную рядом с ними гигантскую кнопку, и зал взрывался овациями. И так 80 раз к ряду.
Присутствовавшие на церемонии иностранные журналисты выглядели несколько ошарашенными. Невозмутимость сохраняли, разве что, две девушки из китайского агентства "Синьхуа".
Впрочем, как бы это ни выглядело со стороны, хотелось бы предостеречь читателя от поспешных выводов о сути происходящего.
Прежде всего, следует отметить, что практически все объекты, которые открывал Назарбаев, - частные предприятия, пусть и включенные в "карту индустриализации" Казахстана. Государственное участие, как правило, ограничивалось льготными долгосрочными кредитами от Банка развития Казахстана, налоговыми льготами и созданием необходимой инфраструктуры - подключением к коммунальными сетям, и т. д.
Вся программа инновационной индустриализации строится на привлечении частных иностранных и внутренних инвесторов, для которых государство создает благоприятный климат. Налоговый режим в республике довольно необременительный - НДС, налог на прибыль, социальные отчисления существенно ниже, чем в России. Пенсионную реформу, в результате которой основу системы составляют негосударственные фонды, власти республики провели уже давно. Равно как и реформу ЖКХ, в ходе которой были отменены все льготы и сектор превратился из отсталого дотационного бремени на шее государства в нормальную отрасль, функционирующую в соответствии с рыночными законами (вообще, приверженность рыночным принципам и поощрение конкуренции всячески подчеркиваются в Казахстане чиновниками любого уровня).
Еще одна особенность казахстанской инновационной индустриализации заключается в том, что она практически не влияет на бюджет республики. В отличие от, скажем, российской модернизации, главным результатом которой, скорее всего станет повышение налогового бремени на экономику и ухудшение инвестиционного климата в стране.
Дело в том, что основные расходы, связанные с индустриализацией, финансированием инвестиций в инфраструктуру и льготным кредитованием приоритетных проектов несут суверенный фонд Казахстана "Самрук Казына" и его 100-процентная "дочка" - Банк Развития Казахстана.
На этих структурах стоит остановиться чуть подробнее. Фонд "Самрук Казына" был образован в разгар кризиса - октябре 2008 года - путем слияния Фонда устойчивого развития Казахстана "Казына", где копились сверхдоходы от экспорта нефти, и казахстанского по управлению госактивами, куда в 2006 году государство передало все принадлежавшие ему госпакеты, в том числе и пакеты акций "естественных монополий". Активы, которые находятся в управлении "Самрук Казыны" составляют около 70% ВВП.
При этом фонд работает как коммерческая структура - привлекает в случае необходимости"Самрук Казына" кредиты, размещает облигации, получает дивиденды. И умудряется не только нести бремя индустриализации, но и является крупнейшим налогоплательщиком в стране. В 2009 году заплаченные им налоги составили почти пятую часть бюджета Казахстана.
Также и работа Банка развития Казахстана, предоставляющего льготные кредиты, мало чем отличается от работы коммерческого банка - при принятии решения о выдаче кредита он руководствуется теми же критериями, а зарабатывает за счет более дешевых денег, которые получает за счет своего статуса и высокого кредитного рейтинга.
В результате, в отличие от России, страдающей от бегства капитала, Казахстан испытывает инвестиционный бум. Более того, в республику идут российские инвесторы, несмотря даже на недавний скандал, связанный с компанией "Полюс-золото". Более привлекательный налоговый режим, преференции со стороны государства и отсутствие таможенных пошлин после заключения таможенного союза делают производство в Казахстане товаров, ориентированных на российский рынок, гораздо более выгодным.
Адекватно оценить итоги казахстанской индустриализации можно будет только лет через 20, когда современное оборудование, которое активно устанавливается на местных предприятиях, морально устареет. Однако сейчас разработанная в республике стратегия кажется не такой безнадежной, как модернизационные потуги российских властей.