На традиционный для российского обывателя вопрос, в чем держать деньги - в долларах или в евро, сегодня ответа нет. Просто потому, что оба варианта по нынешним временам представляются слишком рискованными.
Европа проводит один экстренный саммит за другим (ближайший назначен на четверг), но отсутствие согласия решения с каждым днем усугубляет ситуацию. Инвесторы, для которых слово "реструктуризация" является синонимом слова "дефолт", избавляются уже не только от греческих, португальских и ирландских госбумаг, но и от испанских с итальянскими.
Аналитики британского Royal Bank of Scotland пророчат единой валюте клиническую смерть. Причем, если совсем недавно евроскептики, вроде Нуриэля Рубини, говоря о распаде зоны евро, осторожничали, когда речь заходила о сроках, то теперь уже речь идет о считанных днях.
Но даже если на этой неделе случится чудо, и власти ЕС найдут решение, которое снизит напряженность на рынках, вернуть доверие инвесторов будет непросто. И малейший повод, вроде негативной статистики, которая выйдет в той или иной стране, сможет привести к очередному витку кризиса.
При этом с каждым новым этапом "спасаемых" становится все больше, а спасителей - все меньше. На все это накладываются социальные и политические ограничения - свои для каждого из участников переговорного процесса, и компромисс, если он и возможен в нынешней ситуации, способен лишь отсрочить распад валютного союза.
Но и доллар в качестве альтернативы единой европейской валюте выглядит не слишком убедительно. Страшное слово "дефолт" произнесено и в США, причем срок назначен на 2 августа. И, несмотря на то, что абсолютно никто всерьез не воспринимает возможность даже технического дефолта США, согласия между президентом Обамой и Конгрессом по вопросу повышения верхней планки госдолга так пока и не достигнуто. Республиканцы проигнорировали ультиматум Обамы, и в назначенные им сроки нужный законопроект не приняли. Причем они настаивают на изменении Конституции, а изменение основного закона в США - процесс почти невозможный.
Впрочем, даже если американские президент и законодатели успеют до 2 августа найти взаимоприемлемый компромисс, совсем не обязательно, что этот компромисс будет приемлемым для многочисленных кредиторов США - как внутренних, так и внешних.
Более того, нынешняя бурная политическая дискуссия, в ходе которой стороны пугают друг друга "экономическим и финансовым апокалипсисом" - слишком тяжкое испытание для инвесторов, отличающихся тонкой душевной организацией и не терпящих столь сильных определений, даже если они и употребляются в сослагательном наклонении.
Стоит ли удивляться, что золото штурмует исторические максимумы. И хотя в возврат золотого стандарта сегодня мало кто верит, сторонников идеи переждать особенно острые моменты, обратив часть своих резервов или сбережений в золото, становится все больше.
Как это ни прискорбно, но нынешнее развитие событий все больше напоминает начало широкомасштабного кризиса, который потряс мировую финансовую систему в 2008 году и вылился тяжелый экономический кризис.
Разница лишь в том, что масштаб проблем, спровоцировавших коллапс 2008 года, был несопоставимо меньше, а инструментов в руках правительств и Центробанков - больше.