В среду стало известно, что Юрий Лужков подписал постановление, изменяющее правила торговли крепким алкоголем на территории столицы. Согласно документу, с 1 сентября этого года продажа продукции с содержанием этилового спирта свыше 15% в розницу будет запрещена с 22 до 10 часов.
До этого момента столичным магазинам разрешалось торговать крепким спиртным с 8 до 23 часов, а по согласованию с префектурами административных округов - круглосуточно. Новое постановление отменяет и это послабление.
Чем вызвана очередная антиалкогольная инициатива столичных властей, понятно. Еще летом прошлого года президент Медведев, шокированный представленной ему статистикой, распорядился искоренить.
Стоит ли говорить, что отечественное чиновничество незамедлительно отреагировало на инициативу главы государства многочисленными конструктивными предложениями, большей частью карательного свойства - от запрета на торговлю алкоголем (включая пиво) в общественных местах и на транспорте, до введения уголовной ответственности за его реализацию спиртсодержащих напитков несовершеннолетним.
Для борьбы с нелегальными производителями с 1 января этого года была повышена минимальная стоимость бутылки водки (до 89 рублей), а также принято решение о постепенном – на 10% в год - повышении акциза на алкоголь до 2012 года.
В июне были согласованы и направлены в правительство поправки к закону о производстве и обороте спиртсодержащей продукции, предполагающие введение запрета на продажу крепкого алкоголя после 11 вечера и до 8 утра на территории всей страны, а также делегирующим региональным властям право по своему усмотрению расширять «сухие» часы. Этим правом, очевидно, и воспользовались в столице.
Главный аргумент даже не против, а скорее вдогонку инициативе московских чиновников, прост: в предложенной редакции новые поправки едва ли помогут решению проблемы столичного алкоголизма, зато могут осложнить жизнь отдельным участникам розничного рынка.
В проигрыше от запрета окажутся маленькие магазины и палатки, которых запрет на круглосуточную торговлю алкоголем (сегодня таким правом пользуются около 800 московских розничных точек) может лишить значительной части прибыли - осенью многим из них придется либо закрыться, либо начать торговать алкоголем из-под полы.
На положении крупных розничных сетей новые правила практически не отразятся: по оценкам экспертов, доля крепких напитков в их совокупных продажах алкоголя в ночное время колеблется в пределах 5-10%. Зато определенный профит, очевидно, ждет производителей слабоалкогольных коктейлей и пива, столь любимых молодежью, а в большей степени - суррогатов и нелегального спиртного.
И если потери определенной доли налогов от легальной продажи спиртного не сильно ударят по московскому бюджету, то в регионах с более сильными традициями самогоноварения и контрабанды спиртом, потери могут оказаться куда как чувствительнее.
По тем же причинам потерями, на этот раз для федерального бюджета, могут обернуться недавние инициативы Минфина по радикальному повышению акцизов на алкоголь и минимальной цены бутылки водки – до 650 и 200 руб. к 2013 году соответственно. По подсчетам ведомства Алексея Кудрина, которому надо чем-то затыкать дыры в дефицитном бюджете страны, это должно принести в казну дополнительно 705,1 млрд рублей. Предложение пока не прошло. Против тогда выступили не только ведущие российские производители алкоголя, напомнившие о том, что с 2007 по 2009 годы ставка акциза была поднята со 162 рублей до 191 рубля за литр безводного спирта, при этом производство легальной продукции сократилось со 131,3 млн до 112,6 млн декалитров соответственно, но и Счетная палата.
Аудиторы подтвердили, что доходы бюджета от водочных акцизов за это время упали вдвое, заметив на полях, что ежегодная индексация лишь провоцирует рост теневого рынка. А чем может обернуться резкое падение "водочных" доходов бюджета в России в результате плохо продуманных и проделанных антиалкогольных реформ хорошо известно. В 1917-м, спустя три года после введение "сухого закона", не стало Российской Империи, а в 1991-м, через пять лет после начала горбачевской кампании, исчез СССР.
Разумеется, все это вовсе не означает, что бороться с пьянством в России не надо. Но, думается, что государство сможет скорее справиться с искомой задачей, создавая условия для диверсификации экономики, а значит и бюджетных доходов, и увеличения доходов своих граждан. В конце концов, уже сама по себе угроза потери высокооплачиваемого рабочего места в условиях конкурентного рынка труда действует отрезвляюще.