Оказывается, россияне в массе своей ждут - не дождутся прихода второй волны кризиса. Таков результат соцопросов, проведенных известными социологическими службами ВЦИОМ и РОМИР и обнародованных в конце прошлой недели. 53% населения убеждены в том, что вторая волна ударит еще до конца осени - то есть, в течение ближайших полутора месяцев.
Данные эти, если вдуматься, представляются просто удивительными: ни в 1998 году, ни 10 лет спустя, когда кризисы действительно имели место, народ до последнего в них не верил и никакой готовности к принятию экономического удара не выказывал. А сейчас- пожалуйста, во всеоружии.
На предыдущие кризисы люди мало того что реагировали с опозданием, так еще и реагировали тогда, когда не среагировать было просто невозможно. Скажем, оказавшись перед закрытыми дверями своего банка, или у обменника, в котором не было купюр. На худой конец, люди понимали, что что-то не так, столкнувшись с массовым единовременным ростом цен в магазинах.
Возникает вопрос: а сейчас-то что заставляет большинство людей думать о неизбежном и скором кризисе? Банки работают: вклады принимают, кредиты выдают. С обменом валюты - никаких проблем. Рубль - не валится: может малость подешеветь, потом опять отыгрывается. Массового подорожания товаров - не видно. Чего паниковать-то?
Может быть, людям навеяли мысли о второй волне наши политические реалии: ну, скажем, очередное "назначение" Путина и сопутствующая отставка Кудрина? Вряд ли: воцарение кого-то из тандема в 2012-м ни для кого не было секретом и раньше (разве что распределение ролей уточнилось), а у Путина к тому же и рейтинги выше (во всяком случае, как уверяет Дмитрий Медведев). Кудрин же, по свидетельству социологов - не та фигура, в зависимости от которой люди в массе своей строят собственные экономические ожидания.
Тогда, может быть, виной всему - негативные новости из-за рубежа? Право же, ни один новостной выпуск по телевидению, ни одна газета и ни один журнал не обходятся нынче без материалов об ужасах преддефолтной Греции, стагнирующей зоны евро и катастрофической Уолл-стрит. Может народ насмотрелся и проникся? Это тоже вряд ли. Иностранные неприятности у нас всегда любят показывать и о них говорить (а уж сколько раз доллар "хоронили" - не счесть), но не сказать, чтобы наши люди близко к сердцу все эти вещи принимали.
Так откуда же взялись пресловутые 53%? Думается, что ответ на этот вопрос правильнее искать даже не в области экономики, а в области психологии. Скорее всего, друг на друга наложились два фактора. Во-первых, люди давно уже не ощущают каких-то значимых улучшений в своей экономической жизни. В начале и в середине 2000-х такое чувство у большинство было: увеличивались зарплаты и пенсии, власти не настаивали на болезненных реформах, инфляция потихоньку снижалась, кредитование бурно росло.
Не будем сейчас анализировать причины происходящего тогда и давать этому оценки - просто констатируем, как факт. А затем наступил кризис, и все благолепие враз исчезло. И хотя считается, что первая волна того кризиса уже давно прошла, какого-то значимого улучшения ситуации для большинства не наступило. Есть проблемы и с бизнесом, и с рабочими местами, и с зарплатами, и на этом фоне даже не слишком большая инфляция давит весьма болезненно. Словом, люди устали от тяжелой жизни.
А на это все еще накладывается фактор номер два - крайне негативный информационный фон. Тут уже и Греция оказывается в строку, и стонущий Уолл-стрит, и отставленный Кудрин: экономический негатив не прет разве что из утюга ( автор и сам приложил к этому руку, но каяться мне и моим коллегам не в чем - мы пишем о тех проблемах и рисках, которые реально существуют). Ну а эксперты всех мастей и национальных принадлежностей, в массе своей проморгавшие кризис 2008 года, теперь словно бы соревнуются в "проницательности": каждый считает своим долгом оповестить население о неизбежности второй волны.
Стоит ли удивляться, что на столь депрессивном для россиян психологическом фоне, у большинство людей возникают негативные ожидания? Наверное, им кажется даже странным, что пресловутая вторая волна где-то подзадержалась и не ударила до сих пор.
В связи с этим, решусь на совсем уж нестандартный прогноз: в ближайшее время - ну, скажем, до конца года - никакой второй волны не случится вовсе. Будут какие-то колебания на одном рынке, на другом - но не более того.
Почему? Да потому, что одним из обязательных элементов наступления кризиса является тотальная неготовность к нему. Кризис всегда приходит неожиданно и для властей, и для экспертов, и для населения. Это потом, задним числом, они начинают считаться, кто из них и кого предупреждал. Но кризис потому-то таковым и оказывается, что застает всех врасплох.
А сейчас никакой "врасплох" невозможен: к приходу кризиса готовы все. Власти - что европейские, что американские, что российские - постоянно обнародуют какие-то антикризисные меры и дают понять, что держат "руку на пульсе". Ну а народ, как доказали социологи, тоже в массе своей готов ко второй волне. Какой уж тут кризис.
Так что в ближайшие месяцы его не будут. А вот потом, когда все успокоятся и расслабятся, он непременно ударит - и конечно же, неожиданно для всех.