В том, что после отставки Юрия Лужкова страна станет свидетелем очередного громкого дела, а многомиллиардный бизнес жены экс-мэра будет разрушен или отобран, можно было не сомневаться с самого начала.
Сначала за дело взялась Счетная палата, вскрывшая многочисленные финансовые нарушения, особенно характерные для транспортного комплекса столицы. Но это все непосредственно Лужкова и его жену не затрагивало. И вот, наконец, долгожданная сенсация: в московском офисе принадлежащей Елене Батуриной компании "Интеко" прошли обыски, которые почему-то проводились людьми с автоматами в форме ОМОНа.
Чуть позже пресс-служба Следственного комитета (СК) при МВД заявила: "17 февраля в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве сотрудниками Следственного комитета при МВД России проведены обыски в ОАО "Банк Москвы", АКБ "Русский земельный банк", ЗАО "Кузнецкий мост девелопмент", в ЗАО "Интеко", а также по месту жительства руководителей ОАО "Банк Москвы".
Поводом для всех этих "масок-шоу" стало не менее сенсационное разоблачение, которым порадовал СК журналистов: оказывается, некие "неустановленные сотрудники" "Банка Москвы" мошенническим путем выдали какой-то мелкой фирме кредит аж на 13 миллиардов рублей, которые впоследствии "всплыли" на личном счете Елены Батуриной. Источник в МВД заявил, что Батуриной в ближайшее время может быть предъявлено обвинение в мошенничестве. А поскольку деньги в "Банке Москвы" появились, благодаря выкупу допэмиссии банка столичным правительством, не исключено, что и до Лужкова доберутся.
Однако все оказалось далеко не так банально, как пытаются представить в доблестных правоохранительных органах.
Прежде всего, не совсем понятно, кто в данной ситуации потерпевший. "Банк Москвы" себя таковым признавать отказывается категорически. Кредит действительно был выдан. однако вовсе не какой-то там "фирме-однодневке", а предприятию, предоставившему весьма солидный залог - 58 га остродефицитной земли в ближайшем Подмосковье, которая, согласно оценке, проводившейся международной консалтинговой компанией, стоит 16,5 миллиардов.
Мэрия, которая приобрела акции банка в ходе допэмиссии, тоже никакого криминала не допустила. Достаточно вспомнить, что к допэмиссии, выкупленной в основном на государственные деньги, был вынужден прибегнуть второй по размерам российский госбанк - ВТБ, и акции его покупало федеральное правительство, а теперь не без выгоды для себя продает.
Как 13 миллиардов появились на счете Батуриной, тоже понятно: именно ей принадлежали подмосковные гектары, она их продала и получила за них деньги, уплатив все полагающиеся налоги. Сделка эта проводилась открыто и широко освещалась в СМИ.
Одним словом, пока версия следствия об "украденных" Еленой Батуриной (не совсем понятно у кого) 13 миллиардах, выглядит, мягко говоря, неубедительной.
И совсем уж абсурдным прозвучало заявление одного из аудиторов Счетной палаты о том, что "Интеко" получала в "Банке Москвы" кредиты, значительно превышающие эти злосчастные 13 миллиардов, и Счетная палата теперь будет с пристрастием изучать возможности компании Батуриной обслуживать и возвращать эти кредиты.
Какой криминал в том, что компания с многомиллиардными оборотами берет многомиллиардные кредиты, объяснить невозможно. Вот, скажем, Олега Дерипаску, отчего-то никто с пристрастием не проверяет, хотя масштабы его работы с российскими госбанками посерьезнее, чем у Елены Батуриной.
Впрочем, в том, что Батуриной, будь на то воля высшего руководства страны, грозит уголовное преследование, которое закончится обвинительным приговором, сомнений нет.
"Органы" действуют по старой отработанной схеме: сначала находится (или придумывается) предлог, потом следуют "маски-шоу", в ходе которых изымаются документы, серверы, жесткие диски персональных компьютеров. Деятельность компании блокируется, она не может исполнять свои обязательства. А дальше уже дело техники. Если в изъятых документах найдется "криминал" - хорошо. А нет, так найдутся судьи данилкины, готовые отбубнить любой приговор, пусть и с брезгливой миной на лице.
О том, что любой бизнес в России в любой момент может быть отобран или разрушен, все давно уже знают, и грядущее "дело Батуриной" - лишнее тому подтверждение. Удивительно другое. Задав модель общения с предпринимателями, разрушая институт собственности, нынешние российские правители словно считают себя вечными.
Они как будто не отдают себе отчета, что, поменяйся ветер, и те же люди с автоматами, что пришли к Батуриной, придут к многочисленными тимченкам с михельсонами, которые (если их поймают) получат срок вне зависимости от того, виновны они в чем-то или нет.