На дворе середина февраля. С момента, когда банкротство Lehman Brothers, объявленное 16 сентября 2008 года, спровоцировало биржевой крах в мировом масштабе и отправило в нокаут российскую банковскую систему, минуло 5 месяцев.
Экстренное вмешательство российских властей банковскую систему реанимировало, однако с системной последовательной программой вывода страны из кризиса все обстоит гораздо хуже. Первоначального запала властям хватило лишь на то, чтобы накачать госбанки почти триллионом долгосрочных субординированных кредитов да пообещать помощь наиболее пострадавшим отраслям, причем в большинстве случаев дело обещаниями и ограничилось.
За прошедшие 5 месяцев правительство оказалось неспособным даже определиться с основными параметрами федерального бюджета. Уже в ноябре президент подписал закон о бюджете, где среднегодовая цена нефти была заложена на уровне 95 долларов за баррель, инфляция к концу 2008 года официально прогнозировалась на уровне 8,5%, а курс доллара - 26 рублей.
Не прошло и недели, как Минфин начал переписывать основной финансовый документ страны, да так этим до сих пор и занимается. При этом только с начала нынешнего года Минэкономразвития успело дважды поменять официальный макроэкономический прогноз, на основании которого верстается бюджет страны. Причем между двумя последними корректировками прошло меньше месяца, и за это время ничего кардинально нового не случилось ни в России, ни в мире.
Правительство оказалось даже не в состоянии определиться с тем, на какой дефицит бюджета оно готово пойти в этом году. На состоявшемся во вторник совещании правительства премьер мог лишь в очередной раз дать задание переписать федеральный бюджет, не слишком скупясь на реализацию антикризисных мер. При этом "бюджетный дефицит не должен превысить уровень, который специалисты Минфина и Центрального банка страны считают безопасным для нашей экономики".
За это время власти США успели написать, обсудить в Конгрессе, скорректировать и принять уже два плана стабилизации финансового сектора и экономики в целом - "план Полсона" и "план Обамы" . И все это в ситуации "междуцарствия", длившегося между выборами президента и инаугурации, после которой новая администрация смогла принимать хоть какие-то решения.
Можно сколько угодно критиковать действия администрации США, но они отличаются от российского хаоса наличием хоть каких-то планов, которые последовательно реализуются, вносят хоть какую-то определенность в деятельность компаний и банков. В этом смысле характерен нынешний обвал мировых рынков, начавшийся с того, что инвесторы посчитали слишком неконкретным план стабилизации финансового сектора, озвученный Секретарем Казначейства Тимоти Гейтнером.
Про Китай и вовсе говорить нечего. Еще в начале ноября власти страны приняли пакет мер стоимостью 4 триллиона юаней, который с начала этого года начали спокойно и последовательно реализовывать. Не впадая в истерику и не пересматривая прогнозы и концепции каждый месяц.
В результате Китай - единственная в мире экономика, которая удостоилась с начала года пересмотра прогнозов на нынешний год в сторону повышения благодаря тому, что ситуация в стране начала стабилизироваться.
Невразумительность российских властей, отсутствие четкого детального плана действий, не говоря уже о государственном бюджете, как минимум, замораживают кредитные рынки, а вслед за ними и деловую активность в секторах, не связанных с валютными спекуляциями. В этих обстоятельствах остается только ждать, когда кризис сам собой рассосется. Сначала в мире, а потом и до нас очередь дойдет.