Государственная "Роснефть" обвиняет "Альфа-групп" и главу "Альфа-банка" Петра Авена в намерении организовать "всемирную публичную кампанию против "Роснефти" и ее руководства"
Архив NEWSru.com
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Государственная "Роснефть" обвиняет "Альфа-групп" и главу "Альфа-банка" Петра Авена в намерении организовать "всемирную публичную кампанию против "Роснефти" и ее руководства".

В свою очередь "Альфа-групп", точнее, ее кипрская "дочка" NBI Trading обвиняет "Роснефть" в нарушении прав миноритарных акционеров, выводе активов, попытках завладеть чужой собственностью.

Поводом для громких взаимных обвинений стала борьба за завод "Красный пролетарий", который производит металлообрабатывающие станки и, что гораздо важнее, расположен на юго-западе Москвы, на земле, которая ценится на вес золота.

Ситуация, при всем уважении к отечественному, и особенно столичному, станкостроению, не стоила бы особого внимания, если бы речь шла только о возне вокруг актива, не имеющего принципиального значения ни для "Роснефти", ни для "Альфа-групп" (пусть его стоимость и оценивается цифрой с восемью нулями). Однако история стала публичной, послужила поводом для начала "информационной войны" между "Роснефтью" и "Альфа-групп", и теперь на кону стоит гораздо больше, чем возможность, найдя "правильный подход" к новому столичному градоначальнику, освоить 10 га остродефицитной московской земли, построив там жилой микрорайон, офисный центр или очередной торгово-развлекательный комплекс. Речь идет уже о репутации, потеряв которую бизнес вести довольно сложно.

Особенно это касается "Альфы", которая специализируется на управлении пакетами - как контрольными, так и миноритарными - предприятий, работающих в самых разных отраслях. Добыча и переработка нефти, предоставление услуг мобильной связи, авиаперевозки, розничная торговля. Продолжать можно долго, поскольку найти отрасль, где "Альфа" не имела бы какой-то собственности или интересов, довольно сложно.

Группа изначально специализировалась на покупке, управлении, реструктуризации и перепродаже активов. Причем компания Михаила Фридмана славится весьма жесткими методами ведения бизнеса и привыкла биться за свою собственность (или то, что считает таковой) и свои интересы, используя все доступные средства и невзирая на то, с кем приходится иметь дело. По числу корпоративных конфликтов, как на территории России, так и за ее пределами, "Альфа-групп" - рекордсмен. Холдинг на них специализируется и за годы своего существования научился вести как "блицкриги", так и "длительные осады" вроде длившегося много лет конфликта с британской ВР.

Репутация жесткого и безжалостного "хищника" помогает "Альфе" вести дела - многие оппоненты, особенно из тех, что помельче, предпочитают просто не связываться. Однако репутацию эту надо регулярно подтверждать. Отсюда и бурная активность "Альфы", посчитавшей, что у нее из-под носа пытаются увести весьма лакомый кусок.

Для "Роснефти", за которой на Западе прочно закрепилась репутация "скупщика краденого", ситуация, тем не менее, выглядит еще более принципиально. "Альфа" - самый активный из участников владеющего половиной ТНК-ВР альянса AAR - уже сорвала широко разрекламированный и "благословленный" публично премьером Владимиром Путиным стратегический альянс "Роснефти" и ВР, в результате чего "Роснефти" пришлось судорожно искать нового партнера.

Если очередная атака "Альфы" увенчается успехом, "Роснефть" рискует в глазах делового сообщества превратиться из грозного государственного "дредноута", которому позволено гораздо больше, чем прочим, в беззубого "ужа", которому однажды посчастливилось проглотить слона, став наследником активов ЮКОСа. А с такой репутацией бизнес в России вести невозможно, даже имея за спиной почти всесильного Игоря Сечина.