Что бы ни говорили отдельные эксперты о том, что вторая волна финансового кризиса в России сейчас в самом разгаре, статистика свидетельствует об обратном. Банки снижают ставки по потребительским кредитам, юридическим лицам они тоже начали обходиться дешевле. Впервые с начала кризиса российская компания рискнула разместить акции на бирже, и размещение прошло успешно. Рубль растет вслед за нефтью и фондовым рынком, который отыграл все потери, понесенные после банкротства Lehman Brothers.
Серия снижений ставки рефинансирования, начатая Банком России еще в апреле, и относительная стабилизация курса рубля с некоторой тенденцией к укреплению, рост цен на нефть, возврат иностранных инвесторов на российский фондовый рынок - начинают приносить свои плоды. Экономика начала наполняться деньгами, и банки все охотнее дают кредиты - как гражданам, так и предприятиям, - снижая ставки и снимая введенные на время кризиса ограничения.
По данным компании "Кредитмарт", которая занимается мониторингом кредитных предложений в 16 крупнейших банках страны, в октябре среднерыночная ставка по потребительским кредитам снизилась, хотя и крайне незначительно - с 35,08% до 34,85%.
Данные по отдельным банкам еще более впечатляющие. Так, по информации делового портала BFM.ru, банк "Возрождение" на 1–5,5 процентного пункта годовых урезал ставки по потребительским кредитам и на столько же - по автокредитам. "Сведбанк" понизил ставки по автокредитам в рублях на один процентный пункт. "Райффайзенбанк" в октябре уменьшил процентные ставки по потребительскому кредиту на 3 процентных пункта, а "Банк Москвы" - сразу на 10,5, доведя их до 18,5% годовых в рублях и 13,5% в валюте.
Не позволяет быстрее снижать процентные ставки высокий уровень просроченной задолженности, который, по данным ЦБ, в 20 крупнейших российских банках к 1 октября достиг 6,4% по сравнению с 5,8% в конце августа.
Тем не менее, рублевые кредиты - как розничные, так и корпоративные - в нынешних условиях приносят банкам очень неплохую прибыль. Особенно это относится к "дочкам" иностранных банков, которые имеют доступ к дешевым валютным средствам. Рубль растет, добавляя дополнительный доход к разнице между рублевыми ставками внутри страны и валютными на Западе. С момента завершения "плавной девальвации" российская валюта прибавила к доллару почти 20%.
На межбанковском рынке тоже ситуация несопоставима с тем, что наблюдалось в начале года, когда ставки по трехмесячным кредитам зашкаливали за 30% годовых. Сейчас MosPrime на три месяца колеблется в районе 8,75% годовых.
Про фондовый рынок, который в условиях кредитного голода для некоторых платежеспособных компаний стал источником средств за счет размещения облигаций, и говорить нечего. Иностранные инвесторы начали возвращаться и гонят наверх котировки российских бумаг. В результате и рублевый ММВБ, и долларовый РТС с лихвой отыграли все потери, понесенные после банкротства Lehman Brothers, позволяя российским участникам, которые "держали" рынок всю первую половину года, фиксировать прибыль, исчисляемую десятками процентов.
Наконец, на российском фондовом рынке состоялось первое в этом году размещение акций. Бумаги разместил холдинг "Синергия", занимающийся производством ликеро-водочных изделий. Компания привлекла 80 млн долларов, что было признано большинством аналитиков очень неплохим результатом.
Вопрос лишь в том, насколько устойчивы описанные тенденции. Несложно заметить, что многие из описанных процессов - и укрепление рубля, и приток иностранных денег на российский фондовый рынок, и не упомянутые, но весьма весомые дополнительные доходы бюджета - базируются на росте нефтяных котировок.
Торговавшаяся еще в феврале по 35 долларов за баррель, западнотехасская смесь WTI в четверг установила новый рекорд года, пробив уровень 75 долларов и рванув к 78.
Однако, несмотря на то, что основная причина роста цен на сырье - работающий в полную силу печатный станок в США и других странах - в обозримом будущем никуда не денется, нефть уже неоднократно приносила российским властям неприятные "сюрпризы".
Основной угрозой нынешнему улучшению ситуации в российской экономике может стать именно падение нефтяных цен. Точнее, даже возможная реакция ЦБ и Минфина на это падение. Они-то, к сожалению, считают, что действовали в конце прошлого года абсолютно правильно, повышая ставки и девальвируя рубль. И это значит, что в случае, если по миру покатится очередная "волна" кризиса, действовать они могут точно так же.