На первый взгляд, результаты деятельности банка ВТБ за декабрь 2008 года приятно поражают: чистая прибыль составила 14 миллиардов рублей. Это больше, чем банк смог получить за предыдущие 11 месяцев (12,6 миллиарда рублей).
"Гиперуспешный" месяц позволил банку в тяжелую годину, когда крупнейшие мировые финансовые институты один за другим отчитываются о многомиллиардных убытках, ищут, что продать и на чем сэкономить, получить в 2008 году прибыль, почти в полтора раза (на 46%) перекрывающую прибыль за относительно благополучный 2007 год.
Результат тем более удивительный, что еще в декабре розничный банк группы ВТБ - "ВТБ 24" - едва не вылетел из системы страхования вкладов из-за недостаточности капитала.
В пресс-релизе банка, сопровождающем сообщение о результатах деятельности за прошлый год приводится комментарий члена правления Банка ВТБ Николая Цехомского: «ВТБ сумел эффективно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям ведения бизнеса в 2008 году, ставшем одним из самых непростых в истории финансовых рынков. В настоящее время мы продолжаем успешно выполнять функции системообразующего банка на национальном рынке, обеспечивая финансирование ключевых отраслей российской экономики, и в 2009 году, благодаря поддержке со стороны правительства РФ и Банка России, эта деятельность будет развиваться и далее».
В этих бы обстоятельствах прессе объявить главу ВТБ Андрея Костина финансовым гением, правительству представить героя к высокой награде, а изрядно поиздержавшимся за последние месяцы инвесторам кинуться скупать, мягко говоря, недорогие акции, потерявшие от цены размещения на "народном IPO" более трех четвертей своей стоимости.
Однако никто почему-то не торопится - ни награждать, ни покупать. Поскольку источник этой прибыли - переоценка ценных бумаг в связи с изменением бухучета, которая стала возможной благодаря указанию Банка России. Нововведение позволяет банкам отражать ценные бумаги, купленные до конца первого полугодия 2008 года, по цене на 30 июня 2008 года, а бумаги, купленные после этой даты, - по цене покупки.
Если же учесть, что 30 июня российский фондовый рынок пребывал в непосредственной близости к своим историческим максимумам, достигнутым 19 мая, и тогда не было ни "дела Мечела", ни войны в Грузии, ни банкротства Lehman Brothers, ни обвала цен на нефть, который начался только в июле, все встает на свои места.
Как отмечает газета "Ведомости", указание ЦБ позволило не отражать крупные убытки, которые банк показывал в сентябре, - 9,3 миллиарда рублей - и октябре - 4,85 миллиарда рублей. Вот и искомые 14 миллиардов.
Причем, если учесть, что часть прибыли банка была получена благодаря переоценке валютных средств банка из-за "плавной девальвации рубля", то становится очевидным: в декабре прошлого года ВТБ продолжал работать в убыток, причем оценить эти убытки, пока банк не отчитается по международным стандартам, едва ли представляется возможным.
Впрочем, новые стандарты отчетности действуют для всех российских банков, и ВТБ тут не исключение. Так что по российским стандартам российские банки отчитаются за прошлый год неплохо. Причем, чем больше обесценившихся акций они умудрились купить на максимумах - в 2007 году или в первой половине 2008, тем лучше будет выглядеть их отчетность. Так что за многомиллиардной прибылью могут стоять многомиллиардные же убытки.