МАКСИМ БЛАНТ: Первый рост
Коллаж NEWSru.com
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

За две недели до новогодних праздников Росстат преподнес соотечественникам подарок, опубликовав данные по промышленному производству за ноябрь этого года. Приятная новость заключается в том, что показатель этот вырос не только к октябрю (на 2%), но и к прошлому ноябрю, причем сразу на 1,5%.

В значительной степени эта радостная новость омрачается тем прискорбным фактом, что к ноябрю прошлого года кризис уже накрыл Россию и успел в полной мере сказаться на промышленном производстве: год назад спад в сравнении с ноябрем 2007 года составил 8,7%, что дало повод Андрею Илларионову заговорить о катастрофе и вспомнить Вторую мировую войну.

Правы скорее оказались те эксперты, которые говорили в начале года, что российская экономика падала более резко, чем в развитых странах, но и восстанавливаться начнет несколько быстрее. Если взглянуть на опубликованные во вторник аналогичные данные по США, несложно убедиться в том, что промышленность в США за ноябрь произвела на 5,1% меньше, чем год назад.

Если смотреть на данные Росстата конца прошлого-начала этого года, можно с уверенностью утверждать, что и в декабре, и, особенно, в январе промышленность продолжит радовать хорошими на фоне прошлогодних провалов результатами.

Проблема заключается в том, что нынешний рост, как уже писалось, носит восстановительный характер, и может продолжаться до достижения прежде поставленных рекордов только за счет загрузки существующих уже мощностей.

Но рано или поздно этот источник роста иссякнет, и необходим будет новый импульс, дать который способны лишь долгосрочные прямые инвестиции. И если для количественных показателей выпуска в тех или иных отраслях не так и важно, кто именно будет инвестировать - государство, российские или иностранные компании, то для качества этого роста - вопрос принципиальный.

Государство уже наинвенстировало - и через госкорпорации, результат работы которых впечатлил даже президента, и посредством госмонополий, увлекшихся прокладкой трубопроводов, цена которых настолько велика, что у экспертов возникают сомнения в том, что эти инвестиции вообще когда-нибудь окупятся.

Справедливости ради, следует отметить, что раскритикованные МВФ бюджетная политика минфина и последовательные шаги Банка России, направленные на снижение ставок, должны стимулировать именно частные инвестиции.

Масштабные пенсионные выплаты обеспечат рост потребительского спроса, а снижение ставок имеет целью не только снизить привлекательность краткосрочных спекулятивных операций на валютном и кредитном рынках (игры на разнице ставок), но и сделать более доступными кредиты для реального сектора, которому, в конечном итоге и удовлетворять растущий спрос.

Угрозы, которые видит МВФ в российском подходе - более высокая инфляция и превращение временного бюджетного дефицита в хронический - все же заслуживают внимания, хотя прописанные рецепты (прекращение серии снижения ставок и использование инструментов, направленных на стерилизацию денежной массы) вызывают серьезные сомнения.

Разница ставок между Россией и развитыми странами ни к чему хорошему не приведет, кроме возобновления роста зависимости от внешнего финансирования крупных компаний, способных выходить на внешние рынки заимствований и закрепления неконкурентоспособности малого и среднего бизнеса, который в условиях низких рублевых ставок мог бы достаточно оперативно отреагировать на рост потребительского спроса.