"Сбербанк" решил отметить свое 170-летие, созвав весьма представительную международную финансовую конференцию. Самым интересным (и наименее формальным) мероприятием в рамках конференции стал деловой завтрак "Глобальные финансы: между молотом и наковальней", в ходе которого ведущие мировые эксперты в области экономики и финансов поделились своими прогнозами развития европейского долгового кризиса.
Что касается Европы, выводы участников дискуссии мало чем отличаются от того, что неоднократно писалось в колонках на NEWSru.com: проблема в значительной степени лежит в политической плоскости. Составляющие зону евро 17 парламентов, 17 правящих коалиций и 17 правительств создают, по меткому выражению выступившего на завтраке профессора экономики Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, "какофонию" в области экономической политики. Любое совместное решение, которое должно быть поддержано всеми участниками валютного союза, может быть с легкостью торпедировано, скажем, Финляндией.
По оценке профессора экономики Высшего института международных исследований в Женеве Чарльза Виплоша, ситуация в Европе развивается от плохой к очень плохой, а потом ухудшается еще больше.
Говоря о Европейском фонде финансовой стабильности, Виплош отметил, что "этот стакан заполнен лишь на треть, и инвесторы не понимают, откуда возьмутся оставшиеся две трети". И даже если фонд наполнится, его очевидно не хватит. По прогнозу профессора, реструктуризация долга потребуется не только Греции, но и другим "аутсайдерам" - Португалии, Испании, Италии. И параметры реструктуризации будут уже определять не Берлин с Парижем, а правительства стран-должников на прямых переговорах с кредиторами. "Цена вопроса" - 4 триллиона евро, совокупный долг этих стран. Таких денег сегодня нет ни у кого, их просто в природе не существует.
По мнению же Рубини, реструктуризация долгов европейских стран - задача сложная, но не является главной проблемой еврозоны. Гораздо сложнее придумать, каким образом обеспечить экономический рост в европейских странах, которые даже после списания части долгов вынуждены будут сокращать госрасходы и наращивать налоговое бремя. При этом они, как и сейчас, будут лишены возможности проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Проблему низкой конкурентоспособности "евроаутсайдеров", которая и стала одной из главных причин текущего долгового кризиса, в этих условиях разрешить практически невозможно. А значит, единственный выход для этих стран - покинуть валютный союз, вернуться к собственным денежным единицам и начать проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.
По сути, перед Европой стоит дилемма, подытожил модератор дискуссии, глава "Сбербанка" Герман Греф, дилемма, о которой NEWSru.com пишет уже больше года: превратиться в "Соединенные штаты Европы" - государство с сильным наднациональным правительством, которому участникам союза придется пожертвовать остатки собственного экономического суверенитета, либо отказаться от валютного союза в его нынешней конфигурации.
Урок, который должны извлечь из сложившейся ситуации практически все без исключения политики, по мнению экс-министра финансов России Алексея Кудрина, состоит в следующем: "Когда министры финансов предупреждают о необходимости сокращать госрасходы, они не всегда ошибаются". Это в равной степени применимо как к "проблемным" странам еврозоны, так и к России.
Что же касается перспектив развития долгового кризиса, то, по мнению Кудрина, он уже давно перерос за рамки одного региона и стал мировым. Мировой финансовый кризис в полном разгаре, за ним последует экономический. Формально рецессия пока не зафиксирована, но "бикфордов шнур уже горит".
Россия, на первый взгляд, подходит к кризису в неплохой форме - с чрезвычайно низким госдолгом и высокими международными резервами. Однако по сравнению с 2007-м - началом 2008 года экономика страны выглядит гораздо более уязвимой. "Мы уже выше возможного предела расходов, и повышение на 3 процента ВВП военных расходов в ближайшие годы ничем не обеспечено. Это, мне кажется, потребует пересмотра уже в ближайшие два года, и я бы сказал, что риторика "мы увеличим расходы еще на что-то", скорее всего, не имеет под собой основы", - повторил тезис, стоивший ему поста, бывший глава Минфина.
С тем, что кризис в разгаре, с Кудриным согласны практически все ведущие мировые экономисты и финансисты, и гадать, случится ли кризис, поздно. Оценки различаются лишь в том, как этот кризис будет протекать. Многие считают, что он будет "мягче" предыдущего, поскольку власти всего мира получили опыт того, как бороться с падением экономики. Однако у этого оптимизма мало оснований. Уже сейчас по всему миру начинается новая фаза, которой кризис 2008 года так и не достиг - фаза социально-политического кризиса. В этих условиях правительства весьма и весьма ограничены в наборе доступных им инструментов. А значит, риски того, что кризис будет более глубоким, болезненным и длительным, - растут.