Во вторник вице-премьер Игорь Шувалов, выступая перед прессой по итогам совещания по повышению устойчивости экономики, сообщил, что государство больше не собирается брать на себя обязательства по погашению задолженности российских корпораций. Отныне те сами должны позаботиться о реструктуризации собственных долгов. Лишь в исключительных случаях государство может войти в капитал отдельных крупных компаний, таких как "Русал", но эти решения будут единичными, пообещал чиновник.
Накануне фактически с теми же тезисами со страниц газеты Wall Street Journal выступил и Аркадий Дворкович. На этот раз помощник президента был более конкретен в отношении отдельных "олигархов", выстроивших свои гигантские бизнес-империи на заемные средства в период сверхблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках, а теперь вынужденные расплачиваться по счетам. Тех из них, кто не сможет договориться с кредиторами, ждет банкротство и потеря собственности, выразил уверенность чиновник.
И хотя, по словам Дворковича, национализация не является целью антикризисного плана государства, в итоге оно может стать собственником ряда крупных активов, заложенных в обеспечение кредитов. Подобная участь, скорее всего, ждет главный актив Олега Дерипаски, который в конце февраля впервые публично признал, что "Русал" может оказаться банкротом. Один из вариантов спасения алюминиевого гиганта, обсуждаемый в эти дни, - конвертация его долга перед госбанками (оценивается примерно в 7 миллиардов долларов), в его акции.
"Русалом" список спасаемых предприятий едва ли ограничится - подобных "отдельных случаев" в одной только металлургии сегодня наклевывается сразу несколько. А ведь еще есть строительная индустрия, машиностроение, нефтянка – длинный список «системообразующих» компаний, стоящих на грани банкротства, которые государство едва ли захочет упустить в чужие руки.
Парадоксально, но набирающая силу тенденция к огосударствлению экономики, наметившаяся не сегодня и лишь многократно усиленная кризисом, невольно может помочь решению другой застарелой и слегка подзабытой проблемы – легитимации собственности на крупные промышленные активы, которые, по мнению подавляющей части российского населения, те самые беднеющие на глазах "олигархи" заполучили и владеют не по праву.
В свое время вокруг этой темы в свое время было сломано немало копий, а к поиску решения тогда приложили руку самые видные интеллектуалы. Суть коллизии, в частности, сформулировал один из руководителей РСПП Игорь Юргенс: "Бизнесу мешает неуверенность в том, что права собственности в России раз и навсегда определены".
По сути, дискуссия тогда свелась к поиску механизмов, с помощью которых собственники крупной промышленной собственности, получившие ее на нерыночных условиях в ходе "грабительской" приватизации, должны компенсировать эти потери государству. После чего все претензии к ним по поводу их прав должны были быть окончательно сняты.
Либералы (в частности, Михаил Ходорковский или Григорий Явлинский), полагали, что проблема могла бы быть решена единовременным или растянутым во времени платежом в бюджет или целевые государственные фонды. Скажем, суммы, равной обороту компании в год ее приватизации. Левые (например, Сергей Глазьев) настаивали на выплате этими компаниями "пожизненной" земельной ренты государству, представляющему интересы всего населения.
Точка в этой дискуссии, казалось, была поставлена президентом Путиным, который в свое время дал понять, что итоги приватизации незыблемы и пересмотру не подлежат. Тем не менее, даже сторонники экс-главы государства признают, что закрыть проблему окончательно не удастся до тех пор, пока большая часть общества считает переход те прошлые сделки несправедливыми.
В этом смысле предполагаемые банкротства и переход собственности старых и новых "олигархов" под крыло государства в результате кризиса, как ни парадоксально, могут в глазах большинства россиян восстановить эту самую справедливость.
Проблема в том, что уже очень скоро вопрос о легитимации бизнеса может возникнуть вновь. На этот раз в связи с правами на все те же активы их новых собственников, среди которых – к гадалке не ходи – можно будет увидеть многих представителей нынешней властной элиты. Процесс передела собственности в пользу государства еще только набирает ход и в интересах самих сегодняшних и потенциальных госкапиталистов сделать так, чтобы вопрос о легитимности собственности в России был решен раз и навсегда.
Хотя бы ради того, чтобы когда-нибудь не повторить участь "олигархов" первой волны.