Минувшая неделя была богата событиями, и каждое из них свидетельствует от том, что очередная волна мирового кризиса, о которой предупреждают экономисты, и которой боятся политики, практически неизбежна.
Наибольшие опасения в мире уже не первый месяц связаны со слабым и неустойчивым ростом американской экономики, которая перегружена долгами - как государственными, так и в частном секторе, а также непрекращающийся долговой кризис в еврозоне, грозящий распадом валютного союза и дефолтом ряда его нынешних членов, который в свою очередь чреват волной банкротств банков, в том числе и "системообразующих".
Поэтому в центре внимания были выступления президента Обамы и главы ФРС Бена Бернанке, а также заседание конституционного суда в Германии, который решал правомочность предоставление Германией помощи Греции.
Обама, как и ожидалось, обнародовал очередной план поддержки американской экономики, направленный на создание рабочих мест. Причем цифры им озвученные даже превзошли ожидания аналитиков - вместо 300 миллиардов долларов американских президент предложил потратить 440 миллиардов. Этот пакет фактически превосходит объем вливаний бюджетных администрации в американскую экономику в разгар кризиса - в 2009 году. Тогда одобренный Конгрессом "план Обамы" стоимостью 800 миллиардов долларов был рассчитан на 2 года.
Самое интересное заключается в том, что никакого особого энтузиазма этот очередной "план спасения" на рынках не вызвал. За последние три года все уже привыкли к стандартному алгоритму, который практически идентично работает что в США, сто в Европе: констатация проблемы (в США - высокая безработица и слишком низкие темпы роста экономики, в Европе - долги "аутсайдеров") - разработка и принятие "плана спасения" стоимостью сотни миллиардов долларов или евро - краткая эйфория - констатация, что меры недостаточны и разработка нового "плана спасения.
Что характерно, периоды эйфории становятся все короче, количество миллиардов, потребных для "спасения" все больше, дебаты все ожесточеннее, а эффект от реализации мер - все меньше. И хотя до последнего времени все заканчивалось вполне голливудским хэппи-эндом - политики в последний момент договаривались и сотни миллиардов выделялись на благородное дело спасение всех, "сидящих в одной лодке", - компромисс достигается все с большим драматическим эффектом.
Причина этого проста: неэффективность традиционных методов "лечения" становится все более очевидна широкой публике, рождая глухое недовольство (а в ряде европейских стран уже и вовсе громкое) недовольство, на котором играют всегда чуткие к настроениям электората парламентарии. И длившаяся все лето "война" между администрацией Обамы и конгрессменами-республиканцами - это только начало.
В Германии, несмотря на большинство в бундестаге сторонников нынешнего канцлера, ситуация тоже накаляется. Не случайно положительное решение конституционного суда Германии, разрешившего выделить деньги на спасение Греции, не было воспринято однозначно позитивной новостью. Дело в том, что, отклонив иск противников оказания помощи Греции, суд постановил: бундестаг не вправе выдавать правительству карт-бланш на дальнейшее увеличение доли Германии в европейском стабфонде. Или на экстренную кредитную помощь странам, неожиданно оказавшимся на грани дефолта. В каждом конкретном случае кабинету министров придется не просто информировать парламент, но и спрашивать его разрешения.
А получать это разрешение с каждым разом будет все труднее - уже сейчас даже в правящей коалиции полно противников того, чтобы Германия "платила за всех".
Так что рано или поздно сложившийся "алгоритм" будет сломан, очередной "пакет", будет отклонен, и экономика страны, где это случится, без очередного "допинга" впадет в рецессию, а за ней последуют и остальные. Впрочем, даже если этого не произойдет, вероятность рецессии весьма велика. Выступавший в пятницу на ярославском форуме лауреат Нобелевской премии в области экономики Пол Кругман оценивает ее в 50%.
Другой, еще более влиятельный американский экономист, глава компании Roubini Global Economics Нуриэль Рубини, уже давно пугает всех "идеальным штормом", который должен накрыть мировую экономику в 2013 году. Причем если раньше Рубини говорил, что кризис в 2013 году начнется, сейчас он считает, что процесс уже начался, а в 2013 наступит пик кризиса.
Самое интересное в том, что и Рубини, и Кругман, похоже, искренне верят, что стимулов которыми развитые страны пытаются реанимировать свои экономики, недостаточно.
"Нам надо наращивать экономический рост не через пять лет, а сейчас, сегодня. Мы должны начать стимулировать экономику в самые кратчайшие сроки, иначе нас ждет новая Великая депрессия", - пугает Рубини.
"Нужно понять, что странам без финансовых проблем - а это, по крайней мере, пять стран из G7, которые могут достаточно свободно позволить себе займы - следует отсрочить введение мер по ужесточению бюджетной политики, и, поэтому центральным банкам следует расширять, а не минимизировать свое влияние", - цитирует "Интерфакс" Кругмана, который фактически призывает к тому, чтобы еще интенсивнее использовать "печатный станок", и без того работающий на полную мощность.
Проблема лишь в том, что даже в случае, если политики к мнению маститых экономистов прислушаются, и стоимость всевозможных "пакетов помощи" начнет исчисляться не сотнями миллиардов, а триллионами, которые немедленно трансформируются в государственные долги, нет никакой гарантии, что экономика начнет-таки расти. Зато новый виток долгового кризиса гарантирован.
В этих обстоятельствах уже не стоит вопрос, случится ли очередная волна мирового кризиса, или политики смогут ее предотвратить. Сейчас речь о другом: что спровоцирует кризис, когда он начнется, как будет проявляться, и какие действия будут предприниматься для борьбы с ним. Пока наиболее вероятным выглядит повторение кризиса 70-х - новая "стагфляция" в мировом масштабе. Но не исключена и вариация на тему 2008 года, с той лишь разницей, что на сей раз правительствам и Центробанкам "доставить из рукава" уже нечего.