Валютный рынок вышел из-под контроля, написала в пятницу Wall Street Journal. За полтора месяца с тех пор, как Федрезерв пообещал дальнейшее смягчение монетарной политики, доллар против корзины валют упал на 7%. Неуклонное укрепление ряда валют: от японской иены до австралийского доллара - грозит подорвать экономический подъем.
Против иены доллар упал до нового 15-летнего минимума, многолетние минимумы обновлены также в парах с южноафриканской, израильской и швейцарской валютами. Австралийский доллар против американского побил рекорд 1983 года.
При этом вероятность того, что Федрезерв расширит программу выкупа гособлигаций - вольет новую порцию долларов в экономику - выросла после того, как в пятницу были обнародованы сентябрьские данные с американского рынка труда. Число рабочих мест снизилось на 95 тысяч, а общая численность безработных составила 14,8 млн человек.
Ситуация на валютном рынке - главная тема на заседаний МВФ и "большой семерки", которые открылись в эти выходные в Вашингтоне. Позиции сторон известны. США в, лице Секретаря Казначейства Тимоти Гайтнера, осуждают страны, которые противодействуют "рыночному курсообразованию", поскольку эти действия ведут к надуванию новых пузырей и росту инфляции.
Главный объект этой критики - Китай, никак не желающий укреплять юань теми темпами, которые устроили бы развитые страны. Интересно, что профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, обычно выступающий с мрачными прогнозами и критикой властей США, на минувшей неделе выразил квинтэссенцию американской официальной позиции, заявив, что "все, включая развивающиеся рынки, должны объединить усилия и подтолкнуть Китай к ревальвации юаня".
"Вашингтон ищет союзников для своей кампании по обеспечению гибкости валютных курсов, в частности, среди развивающихся экономик, недовольных своей собственной конкурентоспособностью и проблемой волатильности. Если Штаты попытаются в одиночку давить на Пекин, их могут обвинить в том, что они пытаются свалить вину за свои неудачи на страну, которая по доброте душевной одалживает им денег", - отмечают аналитики Forexpf.ru. Впрочем, Рубини высказался еще более определенно: "Страны с недооцененными валютами не должны вести себя эгоистично. Когда развитым экономикам удастся оправиться от потрясения, развивающиеся рынки смогут рассчитывать на стабильный приток долгосрочного капитала, поскольку инвесторы будут диверсифицировать свои портфели". Иными словами, странам-экспортерам предлагается потерпеть, пока американская экономика не выйдет из кризиса, пожертвовать своим ростом ради роста в США.
Более дипломатичный Сорос в своей статье в Financial Times тоже выступает за ревальвацию юаня, но действует более тонко - на грани грубой лести: "Китай должен сделать первый шаг по направлению к международной кооперации, потому что у него в руках чудесное средство - укрепление юаня... Как бы там ни было, Китай занял позицию лидера в мире. Если ему не удастся достойно выполнять обязанности, соответствующие его положению, мировая валютная система может развалиться и потянуть за собой мировую экономику".
Однако с формированием коалиции, призванной надавить на Китай других экспортеров, у США явные проблемы.
Российский Минфин официально уже успел заявить, что намерен вместе с партнерами по БРИК противостоять ослаблению доллара США. Замминистра финансов России Дмитрий Панкин заявил, что страны БРИК "согласовали позицию, по которой обменные курсы сами по себе не являются проблемой". "Скорее, они являются следствием более глубинных процессов, таких, как тенденция к сбережениям, к инвестированию, инвестиционного климата", - утверждает Панкин.
Японию тоже сложно причислить к активным сторонникам борьбы с "интервентами", особенно если учесть, что Банк Японии сам недавно устраивал распродажу иены, пытаясь снизить ее курс.
Европа - главная надежда американцев - после неудачной попытки склонить Китай к ускоренному укреплению юаня тоже стала выражать недовольство девальвацией доллара. Председатель Еврогруппы министр финансов Люксембурга Жан-Клод Юнкер заявил, что курс 1,4 доллара за евро (а именно до этой отметки выросла единая европейская валюта) не отражает фундаментального состояния экономики.
Его тезка - глава ЕЦБ Жан-Клод Трише - на пресс-конференции по итогам заседания банка заявил: "Я разделяю точку зрения американских властей, придерживающихся политики сильного доллара". Это, очевидно, было шуткой, но за этой шуткой - очевидное недовольство если не ослаблением доллара, то, по крайней мере, темпами этого ослабления.
По сути, с тем. что экспортеры должны переориентировать свою экономику на внутренний спрос, а США - сократить торговый и бюджетный дефицит, никто не спорит, в том числе и Китай. Но, по словам вице-президента Народного банка Китая И Гана, делаться это должно "стабильно и постепенно: на благо Китаю и остальному миру".
Попытки слишком быстро изменить сложившуюся за несколько десятилетий модель мировой экономики, используя для этого девальвацию доллара, могут закончиться плачевно, в том числе и для американской экономики. Более того, эти попытки будут встречать активное сопротивление со стороны стран, которым предлагается "потерпеть" и фактически заплатить за выход США из кризиса и "перестройку" американской экономики. Так что скорого мира в "валютной войне" ждать не стоит.