Правительство еще не подняло акцизы на алкоголь, госмонополия пока является предметом дискуссии, а население уже вовсю вспоминает рецепты "коктейлей" времен поэмы Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки": спиртосодержащие жидкости - от "Тройного" одеколона до стеклоочистителя - в ряде регионов пользуются повышенным спросом. В других регионах возрождается традиция самогоноварения..
Начатый государством "крестовый поход" за здоровый образ жизни россиян, наложившись на кризис, уже начал приводить к вполне предсказуемым результатам. Разговоры о скором и резком повышении акциза на алкоголь нервируют пьющих граждан и заставляют вспоминать изрядно забытые способы алкогольного самоотравления.
А дискуссия о целесообразности возврата к госмонополии на производство и торговлю алкогольными напитками заставляет иных граждан из одного только чувства протеста доставать из сараев и с антресолей убранные туда еще в 90-х самогонные аппараты и вспоминать подзабытые навыки. К тому же на дворе кризис - доходы населения падают, а отказываться от алкоголя многие российские граждане привыкли далеко не в первую очередь.
Впрочем, у депутатов готов ответ. Для того, чтобы люди перестали пить спиртосодержащие заменители, вроде одеколонов или чистящих средств, "нужно изменить расфасовку – максимум 40 мл. Добавить явно синтетическую окраску и отпугивающий запах. "Мы давно предлагали также заменить спиртовые растворы водными. В общем, правительство должно думать и менять техрегламенты", - предлагает замглавы думского комитета по охране здоровья Николай Герасименко.
Инициатива, особенно в части отпугивающего запаха, применительно к легендарным "Тройному" одеколону или "Огуречному" лосьону весьма плодотворная. Проще, конечно, совсем запретить всякие одеколоны, а вместе с ними и моющие средства, но в таком решении не было бы полета фантазии. А вот снабдить их отталкивающим запахом, чтобы пьющие изрядно помучались, глотая ароматную жидкость, - это креативный подход. Те же, кому вздумается употребить вышеозначенную продукцию российской парфюмерной промышленности по прямому назначению, могут и потерпеть ради благородной цели - борьбы с алкоголизацией страны.
Вспоминая последнюю антиалкогольную компанию двадцатилетней давности, сопровождавшуюся резким подорожанием и дефицитом спиртного, можно представить себе следующие инициативы думского комитета по охране здоровья. Тогда изрядное количество граждан со спиртосодержащих жидкостей (которые тоже отовсюду пропали) переключились на клей, бензин и дихлофос, которые не пили, а нюхали.
Вот тут идея об отпугивающем запахе пришлась бы как нельзя кстати. А еще лучше продавать вместо бензина абсолютно безвредную воду, а вместо клея, скажем, полезную для здоровья сметану.
Если говорить серьезно, проблема алкоголизма в России действительно стоит остро. По данным той же Общественной палаты, которая предлагает ввести госмонополию, на алкоголизм в России приходится 30% мужской смертности и 15% женской. А экономические потери от злоупотребления алкоголем эксперты оценивают в 1,7 триллиона рублей в год.
Однако очевидно, что ни запретительными мерами, ни повышением акцизов, ни введением госмонополии, ни даже добавлением отпугивающего запаха в одеколон проблема эта не решается. Об этом свидетельствует и опыт прошлой борьбы за трезвость, которая закончилась новым для страны явлением токсикомании.