В это трудно поверить, но человеческая цивилизация, вступившая во второе десятилетие 21 века, вновь стоит перед угрозой голода - как в какие-то средние века. И это не фантомные страхи. Тревогу бьет Организация объединенных наций. Эксперты ее продовольственной и сельскохозяйственной комиссии (FAO) констатировали исторический максимум цен на продукты питания по итогам января 2011 года - таковы результаты международного мониторинга, проведенного этой организацией исходя из оценки стоимости 55 основных продуктов питания.
Цена пшеницы подскочила до невиданных высот - без малого 270 евро за тонну (трейдеры прогнозируют в ближайшее время 300 евро за тонну), цены на сахар также стремительно летят вверх: 34,8 цента за 1 фунт на Нью-Йоркской товарной бирже - такого высокого уровня не видывали уже 30 лет. Стоимость молока - также на максимуме: январский рост свыше 6%.
И это все не конец бедам, а только их начало - предупреждают эксперты ООН: в течение всего 2011 года резкий рост цен на продукты питания будет продолжаться. Причина - повсеместный дефицит продовольствия. Откуда он возник? Опять же, как ни парадоксально для реалий 21 века, - оттуда же, откуда он возникал и 5, и 10 столетий назад: из-за неблагоприятных погодных условий.
Перечень катаклизмов, обрушившихся на планету, начиная с лета прошлого года (когда, собственно, и формируется урожай на ближайший год) поражает воображение: засуха в России и Аргентине, морозы в США, наводнение в Пакистане, циклон в Австралии.
Огромные площади посевов - где пшеницы, где сахарного тростника, где бананов - оказались уничтожены. И никакие технологические достижения, так выгодно казалось бы отличающие нашего современника от его далекого средневекового предка, не помогли. На повестке дня голод в мировом масштабе. У миллиарда людей на земном шаре может элементарно не хватить средств для того, чтобы платить за дорожающие продукты питания. Под ударом уже не только традиционно считающиеся беднейшими страны Африки, но и целые регионы Азии, Океании, Южной Америки.
Как справиться с этой напастью в мировом масштабе, никто не знает. Да и пока таким вопросом, похоже, никто особо не задается: может быть, чиновники рассчитывают, что все как-нибудь рассосется само собой - вдруг в наступившем году природа будет милостива.
История эта печальна еще и тем, что в полной мере затрагивает и Россию. Наша страна в полной мере ощущает на себе рост цен на продукты питания - как известно, за прошлый год они подорожали более, чем на 12% - в полтора раза выше, чем была официальная инфляция. А в январе опережающий рост стоимости продовольствия продолжился. За минувший год некоторые продукты в России подорожали не на считанные проценты, а в разы. В абсолютных лидерах тут пресловутая гречневая крупа, о которой за прошедшие несколько месяцев не написал только ленивый - она подорожала на 290%. Но и рост цен многих других продуктов питания выглядит весьма убедительно: на крупы и бобовые цены за 2010 год подскочили на 60%, на подсолнечное масло - на 30%, на сахар - на 22,5%, на муку - на 41,7%.
Ну а начало 2011 года подарило нам новую напасть - лидером роста продуктовых цен стал картофель: до недавнего времени чуть ли не самая народная еда в России. Закупочная цена килограмма картофеля за полгода выросла почти в 3 раза. И теперь в столичных магазинах, к примеру, за счастье - найти картошку дешевле, чем 40-50 рублей за килограмм. Вслед за картофелем грозят подняться в цене и другие "народные" продукты - хлеб, мясо. Во всяком случае об этом уже предупредил население заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Кто виноват? Понятное дело, неблагоприятные климатические условия. Скажем, урожай картофеля -2010 оказался почти на треть ниже, чем в 2009 году.
И все же, когда речь идет о взлете цен на продукты питания в России - остаются серьезные сомнения в том, что во всем виновата плохая погода. Как известно, в нашей стране путь продуктов питания от поля до прилавка долог и извилист, и собственно себестоимость составляет даже не половину окончательной цены, а гораздо меньше - четверть или треть того, что написано на ценнике. Все остальное - разного рода "накрутки": переработчика, оптовика, торговца.
При этом каждый сегмент у нас предельно монополизирован - для того, чтобы в этом убедиться не надо даже иметь касательство к сельскому хозяйству, достаточно просто придти на любой продуктовый рынок. Никакого ценового соревнования на нем нет, один и тот же продукт продается по одной и той же цене на всех прилавках - об этом заботится тот, кто (официально или неофициально) "крышует" данный конкретный рынок. И такая ситуация - по всей стране. Получается, что магазинов и торговых точек, которые согласно рыночным законам, должны конкурировать друг с другом, много, а практически каждый из них представляет собой локальную монополию.
Стало быть, для того, чтобы заставить продуктовые цены двигаться вниз, надо добиться демонополизации нашего продуктового рынка. А это - трудное дело, которым должно заниматься правительство, и который уже не спишешь - в отличие от погоды - на Божий промысел. Беда заключается в том, что просто так наш рынок не демонополизируешь - эта задачка сродни потрясению основ той экономической системы, которая у нас построена.
Поэтому в последнее время такую популярность получили иные решения, мало сочетающиеся с рыночными. Например, ограничивать цены в крупнейших сетевых магазинах - такая возможность даже прописана в законе о торговле. Как именно работает этот пункт хорошо видно на примере гречки- никакие обстоятельства не помешали ей подорожать в три раза.
А сейчас некоторые депутаты Госдумы и некоторые ритейлеры вынашивают идею введения социальных продуктовых карточек - для бедных. С тем, чтобы представители наименее защищенных слоев населения покупали продукты по дешевым ценам - дотированные государством. Что, может быть, не так уж и неразумно - все-таки, у нас свыше 13% населения официально живут за чертой бедности, а неофициально - раза в 2 больше. Однако такого рода дотации требует выделения из казны новых десятков миллиардов рублей. А где их взять в условиях бюджетного дефицита.
Ну а кроме того, есть серьезные опасения, что после введения таких карточек у торговцев и вовсе исчезнет стимул хоть как-то сдерживать рост цен на продукты, дескать, бедные и так защищены, а остальные пусть платят, как миленькие.
В общем угроза ООН - для нас не пустой звук. Наверное, нам не грозит массовый голод - однако для части населения эта проблема вполне может стать актуальной. Пока нет ни карточек, ни административных, ни рыночных ограничителей роста цен и последние растут буквально на глазах.