В то время как американские фондовые рынки демонстрируют все новые минимумы, российские акции упорно карабкаются наверх, игнорируя панические распродажи, накрывшие западные площадки.
Американские индексы проваливаются все ниже и ниже, закрываясь в минусе четвертую неделю подряд. Агентство Bloomberg даже отметило, что президент Обама, с момента инаугурации которого не прошло и двух месяцев, уже переживает свой первый "медвежий рынок": с момента его вступления в должность 20 января этого года индекс Dow Jones Industrial Average потерял более 20%, что служит индикатором падающего рынка.
Американские компании за это время стали на 1,6 триллиона долларов дешевле, а их акционеры - на эту же сумму беднее. Основная причина заключается в том, что глубину и скорость падения, которое переживает американская экономика, недооценивали даже пессимистично настроенные эксперты. Статистика, поступающая с американских рынков труда и недвижимости, данные по продажам автомобилей, убытки банковского сектора - все индикаторы говорят о том, что спад с начала года только ускорился.
Удивительно на этом фоне смотрится российский фондовый рынок. За те же полтора месяца, прошедшие с 20 января, индекс ММВБ умудрился прибавить 18%, а за последнюю неделю, несмотря на падение американских площадок на 7-8%, российские акции выросли на 3 с лишним процента.
Причин подобного "отрыва" несколько. Прежде всего, стоит отметить, что именно на конец января пришлось заявление главы Банка России Сергея Игнатьева о том, что "плавная девальвация" рубля закончена и спекулятивные атаки на российскую валюту, как по мановению волшебной палочки, сошли на нет.
Спекулянты предпочли не пробовать на прочность верхнюю границу установленного ЦБ коридора колебаний рубля к бивалютной корзине, а переключиться на что-то более безопасное. Выбор пал на фондовый рынок.
Впрочем, продемонстрированный в последние полтора месяца рост на одном только перетоке денег с валютного рынка на фондовый базироваться не мог. Динамику, схожую с российским рынком, демонстрировал фондовый рынок Китая, прибавивший за тот же период около 10%. Похоже, Китай с его масштабной программой стимулирования экономики, предусматривающей, среди прочего, создание значительных запасов сырья - нефти и промышленных металлов - стал для российских инвесторов более значимым ориентиром.
Среди внутренних факторов роста нельзя не отметить и приближение сезона закрытия реестров акционеров, которые получат право на участие в общих собраниях акционеров и получение дивидендов. Несложно заметить, что среди лидеров роста акции тех компаний, которые обычно закрывают реестр раньше других, а также тех, кто получил в прошлом году прибыль, часть которой может пойти на выплаты акционерам.
Еще один фактор, который способствовал "отрыву" российских индексов от американских, как бы парадоксально это ни прозвучало, - существенно меньшее присутствие на рынке иностранных инвесторов, которые задавали тон на российских биржах еще в прошлом году. Теперь обвалы на западных биржах не ведут к автоматической (нередко вынужденной) распродаже российских бумаг с единственной целью - высвободить деньги на покрытие убытков, полученных в других странах.
Впрочем, главным фактором поддержки российского фондового рынка является стабилизация цен на нефть, которые с конца прошлого года колеблются в довольно узком коридоре, не предпринимая особых попыток обвалиться к 25 долларам за баррель, напророченным рядом экспертов и аналитиков. Поддерживает нефтяные цены все тот же Китай и ожидания того, что третья по размерам экономика в мире сумеет за счет государственной программы избавиться (хотя бы частично) от экспортной зависимости и перейти к модели роста, основанной на внутреннем потреблении.
Впрочем, если ситуация в США продолжит ухудшаться, и это приведет к очередному обвалу нефтяных котировок из-за глобального падения потребления энергоносителей, российские фондовые индексы ждет обвал, который может вернуть зависимость российских индексов от американских.