От выступления российского премьера на заседании правительства ждали решений по принципиальным вопросам, а не разглагольствований на тему превращения России в мировой финансовый центр, а рубля в резервную валюту. Тем более, что все действия властей последних месяцев были направлены ровно в противоположном направлении - на подрыв доверия инвесторов и дискредитацию национальной валюты.
Казалось, что выбор в пользу экспортеров в ущерб импортерам, населению, получателям валютных кредитов и иностранным инвесторам, неразумно вложившимся в рублевые инструменты, российские власти сделали еще в ноябре прошлого года, когда было принято решение о девальвации рубля.
Альтернативой были меры по поддержанию стабильности национальной валюты, установление рублевых цен на экспорт там, где это возможно, скупка на деньги из валютных резервов государственных и корпоративных долгов, номинированных в валюте, поддержка фондового рынка, стимулирование внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет социальных программ и инфраструктурных проектов, удержание процентных ставок на уровне, привлекательном для инвесторов, не убийственном для внутренних производителей.
В условиях положительного торгового баланса, который страна демонстрировала при самых низких ценах на сырье в прошлом году, - программа, имеющая довольно много шансов на успех. По крайней мере, на фоне глобального кризиса перепроизводства попытаться дать экономике шанс расти за счет внутреннего спроса можно было попытаться.
Собственно именно этим занимается Китай, еще в прошлом году принявший масштабную программу стимулирования экономики стоимостью 4 триллиона юаней, которую последовательно выполняет. О результатах судить пока рано, но если рассматривать фондовый рынок в качестве опережающего индикатора, то китайский фондовый рынок с начала этого года демонстрирует устойчивый рост. Кредитный кризис в Поднебесной отступил, и реальная экономика, в отличие от большинства стран мира (особенно России), имеет доступ к финансовым ресурсам по человеческим ценам.
Часть вышеперечисленных мер даже начала было реализовываться прошлой осенью, но потом концепция изменилась на ровно противоположную, успешность которой зависит от того, как скоро потребители в развитых странах будут в состоянии вновь наращивать потребление. Тогда же прекратились и все разговоры о превращении России в мировой финансовый центр, а рубля в резервную валюту.
Осуждать за это руководство страны бессмысленно. Девальвация неплохо показала себя в 1998 году, отчего бы не воспользоваться проверенным рецептом через 10 лет. Правда для достижения эффекта и стимулирования импортозамещения неплохо было бы еще и ставки снизить, но, видимо, целью было вовсе не импортозамещение, а всеобщая финразверстка в пользу экспортеров.
Ладно, в конце концов тоже метод, у нас в экспортных отраслях трудятся сотни тысяч человек, страдать они не должны. К тому же все уже давно смирились с тем, что "Газпром" - "наше все". А с некоторых пор к этому "всему" прибавилась еще и Роснефть, которой также неплохо было бы компенсировать падение мировых цен на нефть снижением внутренних издержек, которые компания несет в рублях. Да и с бюджетом управиться будет проще: резервы-то у Минфина, в иностранной валюте размещенные, только на девальвации прибавили триллион рублей.
Все условия для того, чтобы затянув пояс - урезав бюджет - поддерживать страну в режиме минимального жизнеобеспечения до лучших времен, которые неизвестно когда еще наступят, созданы. И вдруг оказывается, что на все, что делалось до этого, нужно наплевать и забыть, вернуться к амбициозным планам и заняться чем-то совершенно противоположным.
Это, конечно, можно, не впервой. Разве что резервы уже не столь велики, да гарантии в том, что через три месяца концепция вновь не изменится, - никакой. Вот только неплохо бы решить проблему с внешним долгом российских корпораций и вместо рублевой накачки банков вправить мозги руководству ВЭБа, которое предложило рефинансирование внешнего долга на таких условиях, что большинство подавших заявки от "помощи" отказались.
Да и резервы правительственные неплохо бы из "ненадежных" долларов в рубли конвертировать, в конце концов, расходы правительство в рублях несет, а доллар того и гляди рухнет, уступив место новой мировой резервной валюте - рублю.