Как это ни парадоксально, но последние 9 месяцев год стал "золотым веком" для финансового сектора: почти бесплатные кредиты практически в неограниченных количествах, бурный рост фондовых и товарных рынков, редкая возможность избавиться от "плохих" активов. Финансовый сектор потянул за собой и все остальное - мировая экономика подает признаки жизни. Сможет ли она обходиться без государственных "костылей". покажет только практика.
Главный вопрос, который будет обсуждаться на открывшейся в пятницу встрече министров финансов и глав ЦБ стран "большой двадцатки" - координация действий, направленных на сворачивание экстренного финансирования экономики, к которому прибегли в период кризиса крупнейшие страны мира.
Необходимость координации диктуется глобальным характером современной мировой экономики, где одно-единственное "слабое звено", порвавшись, может вызвать "цепную реакцию", которая сведет на нет все титанические усилия последнего года.
Именно этого опасаются сторонники продолжения стимулирования экономики - представители США и Великобритании. Слишком дорогой ценой был потушен кризис - уровень государственного долга и бюджетного дефицита во многих странах поставили исторические или многолетние рекорды, - чтобы рисковать необходимостью начинать все с начала. Да и не выдержат ни одни государственные финансы "второй волны", если она будет сопоставима с первой.
Инфляция, к которой неизбежно приведет вынужденная эмиссия - а к ней прибегли практически все развитые страны - расценивается сторонниками соблюдения осторожности при сворачивании стимулирующих программ в качестве "меньшего из зол".
Однако и излишнее промедление и избыточное стимулирование несет в себе не меньшую угрозу, считают оппоненты США и Великобритании - европейцы. Инфляция может выйти из-под контроля, что быльется, прежде всего, во взлет цен на сырье, которые потянут за собой и все остальное.
Правительства, залезшие в беспрецедентные долги, вынуждены будут занимать под все более высокие проценты, чтобы иметь возможность финансировать старые долги и выполнять свои бюджетные обязательства. Надежность государственных облигаций может быть поставлена под сомнение, и это грозит неконтролируемыми колебаниями на рынке госдолга, валютном, фондовом и товарном рынках.
С европейской позицией склонны солидаризироваться и российские власти. По крайней мере,министр финансов Алексей Кудрин настроен довольно решительно - в начале недели он твердо заявил, что вливаний государственных денег в экономику больше не будет. "Нельзя увеличивать государственное финансирование экономики, так как это будет происходить за счет увеличения дефицита бюджета и за счет использования резервов", - сказал он, отметив, что дополнительная эмиссия денег "может возобновить проблемы с инфляцией и ростом процентных ставок, а мы, наоборот, стремимся снизить ставки".
Интересно, что произойдет, если скоординировать ужесточение бюджетных и денежных политик правительствам и Центробанкам не удастся. В России одностороннее сворачивание государственной помощи может привести к возврату практики внешнего финансирования коммерческого сектора, которая уже сыграла злую шутку с российскими компаниями и банками в прошлом году.
Впрочем, это не самая большая проблема. Ужесточать фискальную и денежную политику в условиях, когда все остальные раздают деньги направо и налево означает жертвовать конкурентоспособностью собственной экономики ради финансовой стабильности. на которую все остальные давно махнули рукой. К чему это может привести, россияне тоже смогли узнать. после того, как Банк России поднимал ставки в то время, как остальные Центробанки синхронно их снижали.
С другой стороны, российской экономике никаких дополнительных стимулов может и не понадобиться, особенно если избыток денежной массы в развитых странах продолжит оказываться на сырьевых рынках.
Легендарный инвестор Уоррен Баффет, говоря о бюджетном дефиците и госдолге США, заявил, что американская администрация находится "на неизведанной территории". Ситуации, подобной нынешней в истории не было, и как она разрешится, никто не знает.
Не исключено, что синхронное лишение крупнейших мировых экономик государственных "финансовых костылей", уже само по себе может породить новую кризисную волну. В этих условиях правительства и Центробанки должны уметь быстро локализовывать и решать возникающие проблемы.
События прошлого года показали, что российские (да и не только российские) власти к этому абсолютно не готовы - они не смогли ни адекватно оценить ситуацию, ни спрогнозировать ее развитие. Остается только надеяться, что кризис их хоть чему-то научил.