На первый взгляд, нынешний рост фондовых и товарных рынков давно должен был прекратиться. Однако игроки находят все новые поводы для оптимизма, старательно игнорируя негатив, который еще полгода назад вызывал панику и сокрушительные обвалы котировок.
Первый рабочий день мая, сменившего лучший за десятилетие месяц на фондовых рынках - апрель 2009 года, - продолжил тенденцию последних двух месяцев. Азиатская сессия начала неделю бурным ростом. Россия, а потом и Европа продолжили начатое, обновив полугодовые максимумы, а после подключилась и Америка, демонстрируя вскоре после открытия более чем 2-процентный рост основных индексов.
И это несмотря на то, что за последнюю неделю вышло довольно много данных и новостей, которые совсем недавно провоцировали впечатляющие обвалы котировок. Одно только банкротство Chrysler - компании, которая десятилетиями входила в число "большой автомобильной тройки" США, - называлось в прошлом году событием, способным окончательно похоронить мировую финансовую систему. А нынешней весной рынок на это банкротство практически не обратил внимания.
Более того, даже выглядящее все более неизбежным банкротство General Motors - крупнейшей американской автомобильной компании - не воспринимается больше фондовым рынком ни как трагедия, ни даже как повод для коррекции после бурного роста.
Точно так же инвесторы и спекулянты пропустили мимо ушей мрачные предсказания относительно результатов стресс-тестов американских банков, обрастающие все более мрачными подробностями по мере того, как власти США раз за разом откладывают публикацию подробных отчетов о стресс-тестах. И даже данные по ВВП США за первый квартал, которые вышли значительно хуже ожиданий аналитиков, не произвели на рынки должного впечатления.
Европейские площадки дружно игнорируют пересмотр в сторону ухудшения прогноза Еврокомиссии, также как российский рынок не обращает внимания на регулярные пересмотры аналогичных прогнозов Минэкономразвития.
Не менее "иррационально" ведет себя и рынок нефти, где товарные запасы в США и Европе от недели к неделе ставят все новые рекорды, а котировки поднимаются все выше и выше.
Впрочем, как это всегда бывает, новостной фон на рынках неоднозначен. Все чаще появляются и хорошие новости. Как правило, это официальная статистика их азиатских стран, вроде неожиданного роста промышленного производства в Японии или роста впервые за 9 месяцев индекса деловой активности в производственном секторе региона.
Также неожиданно для большинства начал подавать признаки жизни и рынок недвижимости в США - в марте выросли заявки на покупку уже построенных домов, а также расходы на строительство.
Вопрос в том, почему рынки в одних обстоятельствах старательно игнорируют любую позитивную информацию, раздувая из любого слуха повод для паники, а в других все происходит с точностью до наоборот.
Причин тому несколько. Во-первых, рынки не столько реагируют на текущую ситуацию в экономике, сколько стараются закладывать в цены ее перспективы. К регулярному ухудшению прогнозов и обилию апокалиптических сценариев фондовые и товарные рынки в конце прошлого - начале этого года приспособились, заложив в цены наихудшие сценарии.
И реакция на выход негативной статистики, и снижение официальных прогнозов, которые, как правило, базируются на уже полученных данных, экстраполируя их на будущее, ограничена. Банкротство американских автогигантов было тщательно подготовлено - денежные власти США, наученные негативным опытом банкротства Lehman Brothers, сделали все возможное, чтобы на рынке не возникло цепной реакции вынужденной распродажи активов, как это случилось прошлой осенью.
Между тем, еще в прошлом году едва ли не общераспространенным мнением был прогноз о том, что американская и мировая экономика начнут восстанавливаться во второй половине нынешнего года. Под это гипотетическое восстановление инвесторы и покупают акции, отыскивая в новостях, на которые в другое время мало кто обращал внимания, подтверждение тому, что худшее позади.
Подогревает рост и обилие напечатанных по всему миру денег - угроза глобальной инфляции заставляет уже сейчас искать инструменты защиты от снижения их покупательной способности. Впечатляющие цифры уже состоявшегося с начала года роста нивелируются тем, что этот рост начинался с чрезвычайно низких уровней, и акции стоят существенно (иногда в разы) дешевле, чем год назад.
Проблема заключается в том, что в любой момент ситуация может развернуться, и на рынке снова начнут править бал пессимисты. Фондовые индексы слишком оторвались от экономических реалий. Восстановление, даже если оно и начнется в ближайшем будущем, может оказаться вовсе не таким стремительным, как рост фондовых индексов. Инвесторы, которые покупали активы в конце прошлого - начале этого года, начнут фиксировать прибыль. Коррекция на рынке практически неизбежна, и начнется она, скорее всего, уже в мае.
По сути, сейчас в цену уже практически заложен оптимистичный сценарий, не предполагающий анонсированной "второй волны" мирового кризиса. Любое отклонение от этого сценария будет вызывать падение рынков.