МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
Архив NEWSru.com
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

В четверг глава Европейского ЦБ Жан-Клод Трише и глава ФРС Бен Бенрнанке независимо друг от друга рассказали о том, каким образом они собираются реализовывать программы выхода из режима экстренного финансирования. Трише был более конкретен, чем его американский коллега, и это позволяет сделать вывод о том, что евро продолжит укрепляться к доллару.

Несмотря на то, что ЕЦБ на состоявшемся в четверг заседании принял решение сохранить ставку на минимальном за всю историю существования европейского валютного союза уровне, председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише на состоявшейся после заседания пресс-конференции говорил о сворачивании политики экстренного финансирования экономики еврозоны.

"Не все меры поддержки ликвидности в дальнейшем будут необходимы в той же степени, как раньше", отметил он в своем выступлении. Было сказано и о конкретных шагах, которые ЕЦБ предпримет в ближайшее время. Так, третий по счету 12-месячный кредитный транш банкам, выделяемый в декабре, будет последним. Кроме того будут приниматься и другие меры, направленные на ужесточение денежной политики. Предусматривается повышение ставок и уменьшение частоты открытия кредитных окон, в ходе которых ЕЦБ предоставляет займы на 3 и 6 месяцев.

Мотивы ЕЦБ понятны: в Европу после полугодового перерыва возвращается инфляция, которая для европейского эмиссионного центра всегда была главным ориентиром и приоритетом.

Так уж совпало, что практически одновременно с Трише перед банковским комитетом Сената выступал председатель Федерального резерва Бен Бернанке. Его речь была больше похожа на отчет о проделанной работе - в конце января 2010 года истекает срок полномочий Бернанке, и для того, чтобы остаться на второй срок Бернанке необходимо заручиться политической поддержкой.

Однако и он не обошел стороной тему выхода из режима экстренного финансирования: "Мы должны быть готовы к отзыву экстраординарной политической поддержки спокойным и своевременным способом при восстановлении рынков и экономики, - цитирует Бернанке агентство Bloomberg, - Мы с коллегами из Комитета по открытым рынкам стараемся осуществить нашу стратегию выхода таким образом, чтобы и поддержать создание рабочих мест, и способствовать непрерывной ценовой стабильности".

Несложно заметить, что Трише был более конкретен, а в заявлении Бернанке не прозвучало, что ценовая стабильность (иными словами, уровень инфляции) для ФРС - главный приоритет.

Ослабление доллара к евро, наблюдавшееся на протяжении последних месяцев, не в последнюю очередь было обусловлено гораздо более консервативным подходом к стимулированию экономики, который демонстрировал ЕЦБ по сравнению с американскими коллегами. В Европе серию снижения ставок предпочли остановить на уровне 1%, в то время как США прибегли к политике "нулевых ставок". Да и программа выкупа коммерческих облигаций в Европе была принята после бурных дебатов между противником этой меры, председателем Бундесбанка Акселем Вебером и "младоевропейцами", настаивавшими на большей щедрости. В результате эта программа в европейском исполнении получилась на порядок скромнее аналогичной американской или японской.

Все это позволяет сделать вывод о том, что евро продолжит в обозримом будущем укрепляться к доллару, что, среди прочего отвечает продекларированной на встрече "большой двадцатки" задаче устранить возникшие за последние десятилетия дисбалансы в мировой торговле и инвестициях.

Правда, есть и обратная сторона медали. Благодаря более щедрой политике ФРС, американские банки быстрее избавляются от "плохих активов", а именно они могут стать "миной замедленного действия", которая может взорваться в Европе в случае рецидива кризиса. Впрочем, пока денежная политика, и в США, и в в Европе, продолжает оставаться настолько мягкой, что рынки практически не отреагировали на дубайский кризис, которому многие пророчили роль спускового крючка, способного запустить "вторую волну".