МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
Архив NEWSru.com
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Средняя цена российской марки нефти Urals в марте поставила абсолютный рекорд, превысив 122 доллара за баррель. Минэкономразвития в этой связи пересмотрело среднегодовой прогноз цены на нефть на этот год, повысив его сразу на 15 долларов за баррель - со 100 до 115 долларов.

Впрочем, радости это правительственным чиновникам не добавляет, скорее наоборот. Выступая на конференции в Высшей школе экономики, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отметила, что темпы роста российской экономики при сохранении доминирования топливно-энергетических отраслей и плохого инвестклимата снизятся до 2-3% в год.

Впрочем, доминирование сырьевого сектора играет тут вовсе не определяющую роль. Набиуллина, по крайней мере, видит и другие проблемы: "По нашим оценкам, в случае сохранения доминирования сырьевого и топливного комплекса в структуре экономики, как это есть сейчас, в случае сохранения неконкурентоспособных институтов, проблемного предпринимательского климата темпы роста экономики достаточно быстро снизятся до 2-3% в год".

И это не просто какой-то отвлеченный прогноз относительно неопределенного будущего. В начале недели Институт экономической политики опубликовал результаты мартовских конъюнктурных опросов по промышленности. И данные, надо сказать, серьезно обескураживают. Несмотря на то, что компании, задействованные в промышленном производстве, не видят никаких существенных угроз, они дружно пересматривают планы по расширению промышленного производства. Институт делает вывод об "усиленном торможении планов выпуска".

Для лечения российской экономики глава профильного министерства, отвечающего за рост ВВП предложила все те же, озвученные не раз рецепты: модернизация с опорой на частные инвестиции, рост расходов на науку и образование, здравоохранение, инфраструктуру, повышение производительности труда.

Все это, конечно, хорошо - слова красивые и правильные. Только вот к доминированию сырьевого сектора они имеют мало отношения. Поскольку это доминирование в значительной степени сложилось в стране, благодаря наличию "неконкурентоспособных институтов, проблемного предпринимательского климата".

Но тут максимум, что смогло придумать Минэкономразвития - снизить на 2 процентных пункта - с действующих 30 до 28% - ставку страховых взносов. Еще шаг в том же направлении - снизить ставку после порога до 5% с действующей 10%.

Однако и эти меры МЭРТ предлагает ввести лишь с 2014 года. Впрочем, даже на скромное снижение ставки страховых взносов сильно надеяться не стоит. Выступавший на той же конференции министр финансов Антон Силуанов заявил: "Я считаю, что, чем меньше кардинальных изменений мы будем проводить в такой чувствительной сфере, как налоги, тем более четкие ориентиры дадим для предпринимателей и создадим понятные правила игры для инвесторов". Так что улучшение делового климата и построение конкурентоспособных институтов каждый в правительстве понимает по-своему.

Справедливости ради, следует отметить, что Силуанов или Набиуллина - совсем не те люди, к которым следовало бы предъявлять какие-то претензии. Институты и деловой климат, страдающий от практически узаконенного рэкета со стороны бюрократов и силовиков, поправить вовсе не во власти министров экономического блока, как бы они ни старались.