В годы правления Франко кинорежиссер открыто выступал за демократию в Испании, из-за чего подвергался постоянным гонениям. Поэтому многие фильмы ему приходилось снимать совместно с коллегами из Франции и Италии, что мешало франкистской цензуре запретить их за пределами Испании.
Бардем неоднократно бывал в Москве, совместно с советскими кинематографистами снимал здесь свой фильм "Предупреждение". В России у него было много друзей и поклонников.
Хуан Антонио Бардем родился 2 июня 1922 года. Получив инженерное образование, в 1946 году поступил в киноотдел министерства сельского хозяйства. Год спустя перешел в Испанский институт исследований и практики киноискусства. Не получив диплома об окончании, занимается кинокритикой и пишет несколько сценариев вместе с товарищем по институту Луисом Берлангой.
В 1948 друзья выпускают документальный фильм "Прогулка по старинной войне". Их содружество помогло созданию игровых лент "Эта счастливая пара" (1951) и "Жених на виду" (1953), но поворотным моментом в судьбе обоих и в истории испанского кино становится выход картины "Добро пожаловать, мистер Маршалл" (1952; премия МКФ в Канне, 1953). В 1953 году Бардем снимает по своему же сценарию первый самостоятельный фильм "Комедианты", передает Празники.ru.
С самых первых шагов в кино Бардем проявил интерес к жизни рядовых людей, изображаемых с сочувствием и любовью. В своих главных работах ("Смерть велосипедиста", 1955; "Главная улица", 1956; "Месть", 1957) он рассматривает одинокий и замкнутый мир среднего испанца и осмеливается находить источник человеческих страданий в ущербности общества и лицемерии его институтов.
Острота социальной критики франкистского режима делает Бардема одним из самых уважаемых в стране диссидентов, но обращает на него гнев властей. Выйдя из заключения, режиссер вынужден вести войну с цензурой из - за фильма "Месть", создает собственную компанию и помогает Луису Бунюэлю осуществить замысел "Виридианы".
В 60 - е годы вынужден отказаться от актуальной проблематики и выпускает ряд развлекательных картин. Новый этап творчества Бардема связан с послефранкистской Испанией, в условиях которой он возвращается к проблеме фашизма и сопротивления ("Мост", "Конец недели", 1976, главная премия поровну на МКФ в Москве, 1977; "Семь дней в январе", 1979, главный приз поровну на МКФ в Москве; "Предупреждение", 1982).