Фонд кино выделил деньги лидерам - из "восьмерки" выпала только "Рекун-Синема"
Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии
Фонд поддержки кинематографии определил семь продюсерских компаний, которые поделят между собой государственные субсидии в 2011 году. Из "восьмерки", выбранной годом ранее, выпал лишь один участник - компания "Рекун-Синема" (фильмы "Страна глухих", "Охота на пиранью", "Стиляги", "Кандагар") Валерия Тодоровского и его партнеров.

Перечень лидеров отечественного кинопроизводства, которые получат субсидии Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) в 2011 году, определен приказом фонда от 24 мая, сообщается на сайте фонда. В него вошли семь компаний:

ООО "Централ Партнершип" (ЦПШ; холдинг "ПрофМедиа")
ООО "Кинокомпания СТВ" (продюсер Сергей Сельянов)
ООО "Студия "Тритэ" (Никита Михалков)
ЗАО "Дирекция кино" ("Первый канал")
ООО "Таббак" (Тимур Бекмамбетов)
ООО "Арт Пикчерс Студия" (Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский)
ООО "Продюсерская фирма Игоря Толстунова"

В списке остались те же самые компании, что и в 2010 году, за исключением ООО "Рекун-синема". Эта кинокомпания в новом рейтинге, рассчитанном по новым правилам, оказалась только десятой, уступив компаниям "Реал-Дакота" Рената Давлетьярова и ТПО РОК Алексея Учителя, набравшим одинаковое количество баллов. Но попечительский совет фонда предпочел не расширять список до девяти компаний, а сократить его до семи.

Что касается Валерия Тодоровского, который работал с "Рекун-синема", то его проект экранизации романа Алексея Иванова "Географ глобус пропил" будет финансироваться через систему поддержки социально значимых лент, которая также находится в ведении фонда.

Ранее 2 миллиарда рублей, отведенные в бюджете Фонда на поддержку лидеров кинопроизводства, делились поровну между восемью компаниями, но перераспределения денег в связи с сокращением числа лидеров, по словам главы Фонда Сергея Толстикова, не будет.

"Каждая компания получит столько же, сколько в прошлом году - 250 миллионов. 750 миллионов рублей пойдет на социально значимые проекты. 75 миллионов - на кинофестивали и кинорынки. Судьба оставшегося резерва будет потом как-то определена попечительским советом", - рассказал Толстиков РИА "Новости".

Интересно, что из фильмов, получивших поддержку Фонда в 2010 году, лишь один сумел окупиться и стать кассовым хитом. Это фильм "Елки" продюсера Тимура Бекмамбетова.

Среди проектов 2011 года, рассчитывающих на государственные деньги, - комедия "Елки-2", фильм-катастрофа "Метро", военно-патриотическая драма "Сталинград" и другие. Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии существует с 1995 года, однако особые полномочия и значительное финансирование собственных программ он получил только спустя 14 лет.

Напомним, перечень лидеров был определен на заседании попечительского совета Фонда в марте прошлого года на основании ряда критериев, в числе которых были популярность проектов у зрителей, награды международных кинофестивалей, кассовая выручка, телевизионные рейтинги, однако среди участников рынка он вызвал бурную полемику. Впоследствии ФАС усмотрела в процессе определения лидеров признаки нарушения антимонопольного законодательства. В начале 2011 года механизм определения лидеров был формализован и закреплен отдельным приказом.

"Методика составления рейтинга отечественных кинокомпаний на 2011 год была скорректирована по результатам консультаций с представителями кинематографической общественности. В частности, при разработке рейтинга учтены некоторые предложения представителей киноотрасли, которые были озвучены на круглом столе, прошедшем 20 декабря 2010 года в Фонде кино, обращение председателя Ассоциации теле- и кинопродюсеров Сергея Сельянова и обращение президента Гильдии продюсеров России Рената Давлетьярова, поддержанное Министерством культуры Российской Федерации", - гласит документ, опубликованный на сайте Фонда кино.

С десяти до пяти лет был сокращен период учета фильмов, имеющих максимальное количество посещений в кинотеатрах и максимальные телевизионные рейтинги. Кроме того, объектами оценки в 2011 году являются кинопроизводящие организации как юридические лица, являющиеся продюсерами фильма, а не кинокомпании как бренды, участвовавшие в продюсировании и производстве фильма, как в 2010 году.

Лидером в общем зачете стала ЦПШ, набрав большинство баллов за посещаемость фильмов в кинотеатрах, где наибольшую среди фильмов компании аудиторию собрал вышедший в конце 2006 года "Волкодав из рода Серых псов" - 4,1 млн человек. Больше всех баллов ЦПШ получила и за рейтинги на ТВ: телехитами стали сразу пять фильмов компании ("М+Ж", "Тарас Бульба. Запорожская сечь", "Мираж", "Волкодав" и "Заяц над бездной"). А вот студии "Тритэ" Никиты Михалкова удалось войти в тройку отечественных кинолидеров прежде всего благодаря фестивальному успеху: фильм "12" в 2007 году получил "Золотого орла" за лучший фильм, номинацию на "Оскар", а также попал в конкурс Венецианского фестиваля, а "Утомленные солнцем. Предстояние" в 2010 году вошел в конкурсную программу в Каннах, пишет "Коммерсант".