Проект вырос из международной дискуссии трехлетней давности о сути и судьбе многочисленных арт-биеннале, которые проводятся по всему миру. Ее кураторами по результатам международного конкурса стали Деготь с Риффом, которые уже работали вместе (в частности, над основным проектом I Екатеринбургской индустриальной биеннале). Заглавной темой для основной выставки они выбрали название романа братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (1965) о Научно-исследовательском институте Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО).
"Ассамблея задумана как совокупность или архипелаг вымышленных научно-исследовательских институтов, немного напоминающих отделы из романа, каждый из которых будет находиться в одной из реально существующих институций Бергена. Этот набор выставок будет представлять собой пересказ каких-то историй, этно-беллетристики, афер и небылиц, в присутствии големов и чудищ нашего собственного времени. Уточним: это не прямые отсылки к роману, а скорее визуальное эссе, в котором сопоставляются странные аналогии и неожиданные перспективы", - уточняют в пресс-службе идею кураторов.
Усиливает эффект и тот факт, что каждого из сорока участников, многих из которых нельзя назвать только художниками, именуют "исследователем". Среди них - Ольга Чернышева, группа "Гнездо", Дмитрий Гутов, Илья и Эмилия Кабаковы, швейцарский музыкант и композитор Кристиан фон Боррис и Дора Гарсиа. В концепцию вписались и малоизвестные работы фотографа-конструктивиста Александра Родченко.
Проекты участников расположены на десяти различных городских площадках. В их числе - кунстхалле Бергена, который станет "Институтом исчезающего будущего". А разные части Художественного музея Бергена превратятся в "Институт анти-формализма" и "Институт воображаемых государств".
Во время открытия "Бергенской ассамблеи" также пройдет международный симпозиум, включающий перформативные публичные выступления художников и дискуссии с участниками проекта.