Имя Гайдая стало широко известно лишь после его смерти в 1993 году. До этого большинство зрителей даже не догадывались, что "Пса Барбоса", "Кавказскую пленницу", "Бриллиантовую руку", "Ивана Васильевича" снял один и тот же человек. В то же время ему порой приписывали чужие комедии, пользовавшиеся не меньшей популярностью, такие, например, как "Джентльмены удачи".
Творческая биография Леонида Гайдая начинается с Иркутского областного драмтеатра, куда он был зачислен актером после возвращения с фронта. На сцене он играл много и увлеченно, одной из удач молодого актера была названа роль Ивана Земнухова в "Молодой гвардии". Но однажды кто-то из старших коллег посоветовал Гайдаю ехать в Москву "повышать квалификацию".
В Москве Леонид Гайдай по чистой случайности попал на режиссерский факультет ВГИКа, и это предопределило его дальнейшую судьбу. Мастерской руководил знаменитый советский комедиограф Григорий Александров, но он редко появлялся в институте и практически не общался со своими студентами. "Крестным отцом" Гайдая стал Иван Пырьев, который организовал на "Мосфильме" Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов и взял личное шефство над начинающим режиссером.
Первую кинокомедию "Жених с того света" Леонид Гайдай снял в 1958 году. Госкино категорически не приняло этот фильм. Картину сократили до 50 минут и пустили "вторым экраном". У самого режиссера случился инфаркт. Он уехал в Иркутск и там задумался о создании эксцентрической короткометражки по стихотворному фельетону Бориса Олейника о трех браконьерах. Пырьев поддержал эту идею и включил 10-минутный сюжет в киноальманах "Совершенно серьезно". Так 40 лет назад на экранах СССР появилась самая популярная комическая троица масок Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.
А потом были "Самогонщики", "Деловые люди", "Операция Ы", "Не может быть!", "12 стульев" и десяток других популярных комедий, каждая из которых становилась лидером проката и приносила государству миллионные доходы. Сам же создатель всегда оставался в тени. Он не получал ни наград, ни премий, критики почти всегда его ругали и называли жанр, в котором режиссер работал, "легковесным".
Андрей Кончаловский как-то заявил, что работай Гайдай в Америке, он давно стал бы миллионером. В России же за последний свой фильм "На Дерибасовской хорошая погода┘" он получил меньше, чем его жена Нина Гребешкова за эпизод в картине "Орел и решка". И это несмотря на то, что в целом аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила около 600 миллионов человек (например, у Стивена Спилберга в США зрителей было где-то раза в полтора меньше). То есть, по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов рублей в ценах до 1991 года.
Гайдая назвали классиком и гением, когда ему исполнилось 70 лет. В том же году его не стало. Тогда о режиссере сняли массу телепередач, выпустили на видео серию его фильмов, написали статьи и книги. Вспомнили, что он открыл кинематографу целое созвездие имен: Наталью Варлей, Юрия Никулина, Алексея Смирнова, Владимира Этуша, Наталью Крачковскую, Андрея Миронова, Евгения Моргунова, Фрунзика Мкртчяна┘