Напомним, сейчас правами на фильмы, созданные всеми федеральными государственными киностудиями, главным образом, в советское время, управляет "Объединенная государственная киноколлекция" (ОГК). Исключение было сделано для "Мосфильма", не попавшего под общую схему реорганизации.
Именно обладание правами на коллекцию обеспечило "Мосфильму" возможности для дальнейшей успешной деятельности: в настоящий момент студия получает от их использования более 200 млн рублей в год.
В июне на встрече с классиками отечественной анимации глава правительства РФ Владимир Путин назвал ОГК "конторой "Рога и копыта", которую потребовал расформировать, передав ее функции Госфильмофонду. По словам Каллистова, вариант возможного включения всей этой объединенной структуры в состав Госфильмофонда рассматривался еще в самом начале реорганизации киностудий.
Однако, по словам представителя Минкульта, не совсем ясно, как именно Госфильмофонд станет распоряжаться переданными ему правами и перераспределять полученные доходы.
По идее, они должны, в первую очередь, служить источником воспроизводства кинопродукции, то есть финансовой базой для создания новых кинолент. Однако Госфильмофонд не предназначен для инвестирования в кинопроизводство: он, по сути, является архивом. А Министерство культуры не имеет права использовать внебюджетные средства. "Поэтому логика подсказывает, что в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, вкладываемых в создание фильмов, наиболее целесообразным было бы передавать деньги от использования картин прошлых лет Фонду кино для увеличения объемов финансирования отечественной киноиндустрии", - считает Каллистов.
Замдиректора департамента при этом подчеркивает, что речь идет лишь об одном из возможных вариантов решения проблемы: правительство вполне может сделать выбор и в пользу распределения средств между авторами.
Со своей стороны, глава Фонда кино Сергей Толстиков отмечает: "Главное - чтобы права вернулись студиям, чтобы не было посредников".
"Решение перенести все в Госфильмофонд - половинчатое. Оно все равно требует создания системы управления, в соответствии с которой правами будут обладать киностудии", - объяснил он агентству, отметив, что "взять и передать права технологически и юридически не так-то просто".
В то же время, сообщил глава Фонда, "если будет решение попечительского совета через нас все пропускать, мы можем". "Но средства от реализации прав должны идти не нам, а студиям", - подчеркнул Толстиков.
ОГК предотвратил передачу фильмофондов в частные руки
Каллистов объяснил, что авторы картин, снятых в советские времена, не имели никаких имущественных прав на свои произведения, поскольку "работали в штате киностудий и творили за зарплату плюс постановочное вознаграждение".
Права на фильмы тогда принадлежали киностудиям, но и те не могли сколько-нибудь вольно ими распоряжаться: свободный рынок кинопродукции появился лишь в начале 1989 года. До того картины попадали на экраны кинотеатров через систему Главкинопроката, а за рубеж - через Совэкспортфильм. Телевизионные фильмы делались по заказу Гостелерадио. Какие-либо дополнительные денежные выплаты авторам в случае зрительского успеха фильмов производились только в строгом соответствии с действовавшим законодательством (например, существовало потиражное вознаграждение, высшая категория фильма по оплате и т.п.).
Переход на рыночные основы позволил кинопредприятиям самостоятельно распоряжаться доходами от фильмов прошлых лет, и те из них, у кого имелась более или менее привлекательная киноколлекция, могли позволить себе кое-что выплачивать авторам. Законом об авторском праве и смежных правах и постановлением Верховного совета РФ о порядке введения этого закона в действие права на фильмы, выпущенные до вступления закона в силу (август 1993 года), были сохранены за снявшими их киностудиями на 70 лет с момента обнародования или с момента создания, если обнародование не производилось. Перечисление авторского вознаграждения режиссерам и сценаристам выполнялось по решению самих киностудий, добавил представитель Минкультуры.
После 2001 года государственные студии были реорганизованы: весь производственный комплекс выделили в отдельные государственные унитарные предприятия - творческо-производственные объединения (ТПО), куда перешли практически все сотрудники. За оставшимися после выделения материальной базы предприятиями (фильмофондами) были закреплены только права на старые фильмы - таким способом государство пыталось защитить их от бесплатной передачи в частные руки во время приватизации, поскольку, напомнил Каллистов, эти права как объекты собственности до реорганизации никогда не учитывались.
Таким образом, подчеркнул представитель Минкультуры, "правопреемниками дореформенных государственных киностудий стали именно фильмофонды", а не ТПО, преобразованные затем в акционерные общества. Впоследствии фильмофонды подверглись укрупнению и постепенно соединились в ОГК.