В Апполоновом зале Государственного Эрмитажа 10 декабря откроют публике шедевр Микеланджело Меризи де Караваджо "Юноша с лютней". Это единственное находящееся в России полотно гения эпохи барокко в течение двух лет находилось на реставрации
youtube.com
В Апполоновом зале Государственного Эрмитажа 10 декабря откроют публике шедевр Микеланджело Меризи де Караваджо "Юноша с лютней". Это единственное имеющееся в России полотно гения эпохи барокко в течение двух лет находилось на реставрации.

Как пишет "Артхив", реставраторы бережно очистили и восстановили картину, приведя ее в прежний вид. Самым сложным оказалось восстановление участков с изображением лютни и альбома с нотами, уточняет издание.

Руководитель лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктор Коробов пояснил, что сложность восстановления картины 1596 года заключалась в том, что она находилась под желтым слоем лака и имела многочисленные мелкие выпуклости. Ученые выяснили, что неровности появились в результате взаимодействия жирных кислот масляной краски и свинцовых пигментов. Что же до лака, то он оказался настолько сложным по составу, что его невозможно было удалить обычными методиками - реставраторам пришлось компилировать несколько способов.

Когда был открыт слой краски, нанесенный непосредственно Караваджо, выяснилось, что за прошедшие века картина была видоизменена - предыдущие реставраторы укоротили локоны слева от лица юноши, а цвета сделали более теплыми.

Караваджо создал "Юношу с лютней" по заказу своего покровителя, кардинала Франческо дель Монте. В нотной тетради, лежащей перед музыкантом, художник изобразил начальные ноты мадригала "Вы знаете, что я Вас люблю", очень популярного в XVI веке.

Это полотно считается одним из первых опытов Караваджо в применении светотеневого контраста: прием впоследствии станет одним из сильнейших выразительных средств художника и будет подхвачен его последователями. Стоящий у истоков реалистической живописи, Караваджо стремился к правдивому изображению натуры: одним из первых он стал переносить на холст не только религиозные, но и жанровые, бытовые сцены, напоминает издание.

Исследователи полагают, что моделью для картины послужил любовник художника, сицилиец Марио Миннити. Караваджо также писал его на картинах "Призвание апостола Матфея", "Мальчик, укушенный ящерицей" и "Юноша с корзиной фруктов",

Картина "Юноша с лютней" попала в Эрмитаж благодаря императору Александру I, который выкупил ее до начала торгов, на которых распродавалась коллекция банкира Винченцо Джустиниани. В собрание Джустиниани полотно попало от семейства дель Монте.

В России полотно выставлялось под названием "Лютнистка", поскольку искусствоведы не сразу определили пол музыканта.