Спектакль по мотивам пьесы американской писательницы, драматурга и сценариста Вины Дельмар был поставлен уже зарекомендовавшим себя творческим дуэтом - литовским режиссером Тадасом Монтримасом и художником Кристиной Войцеховской, которые в мае этого года показали нашумевший спектакль "Пьяные" по пьесе Ивана Вырыпаева.
Необычность нынешней постановки заключалась в том, что актеры были разделены на две группы: те, кто были на сцене, по замыслу режиссера, изображали действие мимикой и жестами, не произнося при этом ни слова, а те, кто сидел в импровизированной оркестровой яме, озвучивали то, что происходило на сцене.
Озвучке подверглось все: от скрипа открываемых дверей, звука дорогих лаковых ботинок, дыхания до голосов персонажей и музыкальных композиций. При этом оркестр, задействованный в постановке, играл не только на обычных музыкальных инструментах, но и на совершенно не предназначенных для музыки предметах - таз, счеты, вентилятор, игральные карты, аэрозольные баллончики, кружки и многое другое.
По словам Тадаса Монтримаса, такая форма была выбрана для того, чтобы "разделить очень сильную эмоциональную составляющую этой печальной пьесы и информационную: показать людей, которые вроде бы добрые и светлые, улыбаются, а говорят ужасные вещи. Разделить то, что мы слышим, и то, что мы видим. Такое несоответствие для зрителя становится как будто упражнением в умении отличать настоящее от лицемерия, понимать то, что прячется за словами".
Зрители с восторгом приняли спектакль, отметив что режиссер создал "антиманифест бездушности и лицемерия" про то, когда с фальшивой улыбкой творится зло, с какого-то всеобщего ленивого согласия. "Когда чувства купированы и воспринимается только информация о действиях и жестах, не выцедив и маленькой слезинки. Искусство - только тогда, кода я что-то имею в виду, и я не могу молчать, и я должен сказать это именно вот так!", написала в отзыве худрук Бурятской филармонии Наталия Уланова.
Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, присутствовавший на спектакле, отметил, что "прием, выбранный режиссером, казалось бы известный, но для нашего города это новый формат", "ты постоянно находишься в процессе работы, когда смотришь его, необходимо концентрировать свое внимание на работе артистов и в оркестровой яме, и на сцене. И пьеса драматургическая для такой подачи выбрана удачно".
Спектакль "Уступите место завтрашнему дню" основан на одноименной пьесе драматурга и сценариста Вины Дельмар. По сюжету пожилая пара - Баркли и Люси Куперы - прожили вместе 50 лет и воспитали пятерых детей. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, пожилые родители остаются без своего дома. Взрослые дети идут на различные ухищрения, пытаясь решить тягостную для них проблему.
Накануне премьеры режиссер Тадас Монтримас, комментируя выбор этого произведения, рассказал, что понимает - "в один день так же могу стать никому не нужным, это страшно, когда твой опыт, твое мнение уже никого не интересует".
"В этой пьесе чувствуется неизбежность конфликта поколений. И проигравшей стороной всегда будет старость. Задача нас, сильных, понять, что наши родители слабы, они уходят, и мы должны постараться достойно их проводить", - сказал режиссер.