Именно Выборгский суд отвечает как первая инстанция за исполнение решения президиума ВС, и это уже третье его обращение в Минкульт и его главе Владимиру Мединскому, который больше года отказывается исполнять решения высших судебных инстанций РФ.
В нынешнем судебном предписании говорится, что картина, зарегистрированная в Государственном каталоге Музейного фонда РФ под номером 7801152, в соответствии с решением президиума ВС от 14 июня 2017 года об отмене ее конфискации "подлежит возвращению" владельцам, сообщает "Коммерсант".
Картина "Христос во гробе" почти 15 лет фигурировала в качестве вещдока по делу о контрабанде, возбужденному за неправильное таможенное оформление. В 2002 году родившийся в СССР, а затем эмигрировавший в Германию Александр Певзнер приобрел в Брюсселе картину Карла Брюллова "Христос во гробе", которая не имела подписи автора, так как писалась художником для домовой церкви графа Адлерберга. В августе 2003 года Певзнер решил временно ввезти картину в Россию, чтобы в Русском музее ее отреставрировали и установили подлинность. Он доставил произведение искусства в Петербург и отдал на временное хранение в Русский музей.
Тут-то сотрудники ФСБ и конфисковали полотно, возбудив уголовное дело в отношении Певзнера по статье 188 УК РФ ("Контрабанда") - якобы при ввозе картины из Бельгии в Россию владелец внес заведомо ложные сведения в таможенную декларацию, а сам хотел продать ее Русскому музею.
Коллекционер Певзнер объясняет, что вез полотно в Россию исключительно для реставрации, так как продавать ее тут не имеет смысла - ее стоимость в РФ оценили всего в 9,4 миллиона рублей (около 310 тысяч долларов по курсу 2003 года), тогда как на зарубежных аукционах только эскиз одной из работ Брюллова размерами 60х70 см был продан за гораздо большую сумму - 750 тысяч долларов. По словам коллекционера, дело против него возбудили с "целью рейдерского захвата картины".
Впоследствии дело против Певзнера было прекращено за истечением срока давности. Статья, по которой возбуждалось дело, была декриминализирована. Но все это время картина продолжает хранится под арестом в ГРМ: сначала как вещдок, а после - как часть коллекции.
Несмотря на решения всех судов, постановивших вернуть картину, исполнить процедуру таможенного оформления невозможно из-за отказа Минкульта исключить шедевр из Музейного фонда.
В апреле адвокат коллекционеров Максим Крупский написал директору департамента культурного наследия Минкульта Юрию Евтюхину, что ведомство "незаконно удерживает частную собственность в государственной части Музейного фонда, не исполняет вступившее в законную силу судебное решение относительно картины, игнорирует законное обращение Выборгского суда и создает препятствия Русскому музею в передаче картины таможенному органу и законным владельцам".
Адвокат напомнил чиновнику, что "злостное неисполнение судебного решения либо воспрепятствование его исполнению образуют состав преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ".
Однако как сообщил "Коммерсанту" хранитель картины завотделом русской живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский, никаких указаний из Минкульта в музей так и не поступало.