В Санкт-Петербурге 13 марта 2016 года в возрасте 85 лет умер художник и кинорежиссер Георгий Кропачев, снявший советскую экранизацию повести Николая Гоголя "Вий" с Николаем Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях
Кадр из фильма Вий
В Санкт-Петербурге 13 марта 2016 года в возрасте 85 лет умер художник и кинорежиссер Георгий Кропачев, снявший советскую экранизацию повести Николая Гоголя "Вий" с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях. О смерти Кропачева "Интерфаксу" сообщили сегодня, 29 марта, в петербургском отделении Союза кинематографистов.

Прощание с режиссером прошло на Еврейском кладбище 17 марта, сообщается на сайте киностудии "Ленфильм".

Кропачев родился 15 апреля 1930 года в Ленинграде. В 1954 году он окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1955 года Кропачев работал художником-постановщиком на "Ленфильме". Как художник-постановщик участвовал в съемках фильмов "Гамлет" Григория Козинцева (1964), "Три толстяка" Алексея Баталова (1966).

В 1967 году Кропачев окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров Союза кинематографистов СССР (мастерская Леонида Трауберга) и в том же году совместно с Константином Ершовым экранизировал "Вия" Николая Гоголя. Идея экранизации принадлежала директору киностудии "Мосфильм" Ивану Пырьеву. Из-за нехватки времени он предложил снять картину учащимся режиссерских курсов, и Леонид Трауберг, руководивший мастерской, выдвинул кандидатуры Константина Ершова (актера по образованию) и Георгия Кропачева (по образованию архитектора).

Главные роли в фильме исполнили Леонид Куравлев (Хома Брут) и Наталья Варлей (панночка). "Вий" - первая режиссерская работа Кропачева - к 1968 году собрал почти 33 миллиона зрителей, его называли первым советским фильмом ужасов.

Режиссерская версия фильма сильно отличалась от того варианта, который вышел на экраны, много отснятого материала, в том числе эпизодов эротического характера, ушло в корзину. Замысел, который не удалось воплотить из-за цензуры, был реконструирован в 2009 году в документальном фильме украинского телеканала "СТБ" "Вий. Неизвестная версия". Реликты первоначального замысла сохранились в сцене избиения ведьмы: "Только очень прозорливый зритель догадается, что эпизод, когда Хома лупит старуху, - это акт соития, в результате которого она превратилась в красавицу", - рассказывал Кропачев.

В 1978 Кропачев снял фильм "След росомахи" по сценарию Юрия Рытхэу. Был художником-постановщиком комедии "Любовь с первого взгляда" Резо Эсадзе (1975), трехсерийного фильма "Софья Ковалевская" (1985) и других. В 1997 году удостоился звания заслуженного художника РФ. Был участником многих коллективных художественных выставок.

В качестве художника Кропачев работал на картинах Алексея Германа "Хрусталев, машина!" и "Трудно быть богом" и дважды получил премию "Ника" за "лучшую работу художника": в 1999 году за "Хрусталева" и в 2015 за фильм "Трудно быть богом" (вместе с Сергеем Коковкиным и Еленой Жуковой).