Стивенс напоминает, что в 1948 году собрание Щукина, жемчужиной которого является картина "Танец" Матисса, разделили между собой Музей имени Пушкина и Эрмитаж. Поскольку, отмечает юрист, российское правительство никаких шагов в этом вопросе не предпринимало, законные владельцы, а теперь их наследники, сохраняют за собой право потребовать назад свое имущество. Право на возвращение похищенных культурных ценностей закреплено в британских законах, эта же норма в культурной сфере защищается международным правом (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Как отмечает Стивенс, российские законы не предусматривают возможности требовать у государства возвращения похищенных произведений искусства. Это значит, что единственный шанс получить полотна представляется в тот момент, когда они отправляются за границу. Это и стало причиной, по которой выставка, проходящая сейчас в стенах Королевской академии художеств Лондона, оказалась под угрозой срыва.
По мнению юриста, любое государство обязано выплатить компенсации тем, у кого забирает предметы искусства, даже не законном основании. Отсутствие подобной компенсации делает произведенную в России конфискацию незаконной, считает он.
Стивенс выражает недоумение по поводу того, что Королевская академия соглашается принимать и экспонировать "похищенные" ценности, а правительство Великобритании мешает подлинным владельцам в возвращении собственности. Действия британских властей коренным образом противоречат местным и международным стандартам, заявляет юрист.
По мнению автора статьи The Times, данный закон подрывает стремление правительства и государственных учреждений к исправлению ошибок прошлого. Теперь, к примеру, в Великобританию могут приехать предметы искусства, похищенные нацистами в годы Холокоста.
Практические ежедневно государственные музеи и культурные учреждения возвращают объекты культурного наследия владельцам. Для решения подобных проблем в Департаменте по культуре, средствам массовой информации и спорту Великобритании существует комиссия по вопросу хищения имущества, работа которой, по мнению юриста, блокирована новым законом.
Эксперт призывает британские суды рассмотреть закон на предмет соблюдения прав, записанных в Европейской конвенции, а также принять к рассмотрению жалобы на нарушение прав собственности, определенных конвенцией. Суд может объявить действия правительства Великобритании незаконными, отмечает Стивенс.